Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Детского сада №13
Протокол №2 от 28.09.2023
Утверждено
Приказом заведующего
Детским садом №13
от «29» сентября 2023 года №41-од
Программа
дополнительного образования
художественно-эстетической
направленности
для детей 3-5 лет
«Акварелька»
(с учетом примерных требований к программам
дополнительного образования детей)
г. Каменск-Уральский
2023
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической
направленности для детей 3-5 лет «Акварелька». – Каменск-Уральский городской округ. –
2023 г.
Составитель: Кузнецова Ю.Ю. воспитатель
Программа предполагает освоение детьми художественных приемов и интересные
средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу
рисования, аппликации, технике оригами, лепки. Занятие превращается в созидательный
творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного
материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим
занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
2
Содержание
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития детей в возрасте 3-5 лет
1.2. Планируемые результаты как ориентиры освоения программы
4
4
5
6
7
2. Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с художественно-эстетическим
направлением развития ребенка
2.1.1. Содержание образовательной работы
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов
2.2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик
2.2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
2.2.4. Планирование образовательной деятельности (учебныйплан)
8
8
11
11
12
13
15
3. Организационный раздел
3.1.Организационно-педагогические условия реализации Программы
3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания
3.3. Комплексно-тематический план образовательного процесса
3.3.1. Группа детей в возрасте 3-5 лет
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3
16
16
17
18
28
1 раздел. Целевой
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической
теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с
дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и
дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нитиручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо,
вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать
возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью
взрослых
художественно-творческие
способности,
ребёнок
создаёт
новые
работы (рисунок, аппликация, лепка, оригами). Придумывая что-то неповторимое, он
каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём
эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного
впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными
изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать
базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем
значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Программа
дополнительного
образования
художественно-эстетической
направленности для детей 3-4 лет «Акварелька» (далее Программа), ориентирована на
развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Программа предполагает освоение детьми художественные приемы и интересные
средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу
рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей
при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же
стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника
фантазии, творчества, самостоятельности.
Программа предполагает освоение детьми художественные приемы и интересные
средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу
рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей
при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же
стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника
фантазии, творчества, самостоятельности.
Цель: Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
посредством художественного ручного труда.
Задачи:
•
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах
детской деятельности;
•
Развивать художественный
вкус,
фантазию,
изобретательность,
пространственное воображение;
•
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные
чувства: удивление, сомнение, радость;
•
Развивать умение анализировать, планировать создавать работу по образцу,
заданным условиям;
•
Развивать конструктивные и творческие способности с учетом
индивидуальных возможностей каждого ребенка;
•
Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией
педагога.
4
•
Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами
художественно-образной выразительности.
•
Обогащение
индивидуального
художественно-эстетического
опыта
«осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание-художественноэстетических объектов с помощью воображения и образа (носителем и выразителем
эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория);
интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную
форму.
•
Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в
художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273-ФЗ ;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования”;
• Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N
373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»);
• Устав Детского сада.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование творческих качеств
дошкольников.
При разработке программы в соответствии с ФГОС ДО учитываются следующие
принципы:
• Реализует принцип возрастного соответствия — предлагает содержания
и методы дошкольного образования в соответствии с психологическими законами
развития и возрастными возможностями детей;
• Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости —
соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики
и может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования;
• Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности — решает
поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально
приближаясь к разумному «минимуму»;
5
• Построена на принципах позитивной социализации детей на основе принятых
в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества
и государства;
• Реализует принцип индивидуализации дошкольного образования, что означает
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей,
возможностей и интересов детей;
• Базируется на
личностно-ориентированном взаимодействии взрослого
с ребенком, что означает понимание (признание) уникальности, неповторимости каждого
ребенка; поддержку и развитие инициативы детей в различных видах деятельности;
• Предусматривает
учет
региональной
специфики
и
варьирование
образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• Реализует принцип открытости дошкольного образования;
Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего
обучения, психологических особенностей детей.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования,
обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его
индивидуальные особенности. Программа построена на позициях гуманно-личностного
отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных
и общечеловеческих ценностей.
1.1.3. Значимые характеристики особенностей музыкального развития детей в
возрасте 3-5 лет
Для успешной реализации Программы учитываются возрастные характеристики
воспитанников.
Возраст
Возрастные особенности развития
детей
3-4 года
Возрастные и психологические особенности позволяют ребенку
координировать свои действия с партнером, у детей возрастает
способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст
наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать
до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по
содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые
ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки
представляют собой схематичные изображения различных объектов, но
могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать
статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный
характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся
сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.
Изображение образовательная деятельность с детьми 5–6 лет человека
становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку
можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии
изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия,
в которых протекает эта деятельность. Конструктивная деятельность
может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз
(два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала.
6
4-5 лет
1.2.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и
величины, строения предметов; систематизируются представления детей.
Они
называют
не только
основные
цвета
и их
оттенки,
но и промежуточные цветовые оттенки
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять
достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения
специальной работы по его активизации.
Развивается изобразительная деятельность. Рисунок становится
предметным и детализированным. Графическое изображение человека
характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды
и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной
деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры,
вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей.
Формируются навыки конструирования по собственному замыслу,
а также планирование последовательности действий
Планируемые результаты как ориентиры освоения Программы
Результатом реализации Программы следует считать:
• сформированность художественно-творческих способностей в продуктивных
видах детской деятельности;
• дети демонстрируют изообретательность, пространственное воображение;
• дети проявляют умение анализировать, планировать создавать работу по
образцу, заданным условиям;
• дети демонстрируют конструктивные и творческие способности с учетом
индивидуальных возможностей каждого ребенка;
• проявление интереса к различным изобразительным материалам и желание
действовать с ними;
• проявление у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие вызывать
желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию
деятельности;
• сформированность умений оценивать создаваемые предметы, проявление
эмоциональной отзывчивости;
• создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в
деятельности изостудии.
• сформированность умений действовать в соответствии со словесной
инструкцией педагога.
В Программе учтены аспекты развивающей среды для детей:
− предметно–пространственная развивающая образовательная среда;
− условия для взаимодействия со взрослыми.
2 раздел. Содержательный
7
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с художественно-эстетическим
направлением развития ребенка
Особенность программы заключается в том, что в процессе ее реализации
раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в
той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот
почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития
творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность,
непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественнотворческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовнонравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного
процесса.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию
детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно
мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок
начинает экспериментировать, творить. Это огромная возможность для детей думать,
пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Вся деятельность строится в форме сотрудничества, дети становятся активными
участниками образовательного процесса. Учет качества усвоения программного
материала осуществляется внешним контролем со стороны воспитателя и нормативным
способом.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
2.1.1 Содержание образовательной работы
Содержание образовательной работы по художественно – эстетическому
развитию детей 3-4 лет.
Приоритетные задачи для развития творческих способностей детей 3-4 лет в
соответствии с инновационной программой «От рождения до школы»:
Изобразительная деятельность
•
Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в
рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их
образную выразительность. Помогать создавать индивидуальные и коллективные
композиции в рисунках, лепке, аппликации.
Рисование.
•
Учить детей передавать в рисунках красоту окружающих предметов и
природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю
разноцветные листья; снежинки и т.п.).
•
Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не
напрягая мышц и не сжимая сильно карандаш и кисть во время рисования. Учить
набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской,
снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо
промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую
кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
8
•
Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый,
белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание
детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
•
Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с
деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик,
кап, кап, кап...»).
•
Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие,
длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки,
заборчик, клетчатый платочек и др.).
•
Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая,
прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка,
снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).
•
Учить создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение
одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая
разнообразные предметы, насекомых и т.п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок
катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.
Лепка.
•
Формировать интерес к лепке. Закреплять представления детей о свойствах
материала (глины, пластилина, пластической массы и пр.)испособах лепки. Учить
раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся
палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать
вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом;
•
учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем
прижимания друг к другу.
•
Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и
вылепленные предметы на дощечку.
•
Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей
(неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в
коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.).
Вызывать радость от восприятия результата общей работы.
Аппликация.
•
Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому
виду деятельности. Учить предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные
детали разной формы, величины, цвета, раскладывать их в определенной
последовательности, составляя задуманный ребенком или заданный воспитателем
предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.
•
Формировать навыки аккуратной работы. Учить аккуратно пользоваться
клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой
фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной
клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
•
Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и
др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных
материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов
и их цвета. Развивать чувство ритма.
Содержание образовательной работы по художественно – эстетическому
развитию детей 4-5 лет.
9
Приоритетные задачи для развития творческих способностей детей 4-5 лет в
соответствии с инновационной программой «От рождения до школы»:
Изобразительная деятельность.
•
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить,
вырезать и наклеивать; развивать самостоятельность, активность и творчество.
•
Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления,
воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. Продолжать
формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
•
Обогащать
представления
детей
об изобразительном
искусстве
(иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений
живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе
развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности
в рисовании, лепке, аппликации.
•
Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения
в рисовании, лепке, аппликации.
•
Подводить детей к оценке созданных товарищами работ. Учить проявлять
дружелюбие при оценке работ других детей.
Рисование.
•
Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании:
не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно,
не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место
в порядке, по окончании работы убирать все со стола.
•
Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы
и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов
(неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке)
и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.д.).
•
Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая,
овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.
•
Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем
листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами.
Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево
высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
•
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах
и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам
и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать
представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для
получения нужных цветов и оттенков. Развивать желание использовать в рисовании,
аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего
мира.
•
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной
мелок; использовать их при создании изображения.
•
Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии
и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично
наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить
широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять
умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года
формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим
на карандаш.
10
•
Формировать умение правильно передавать расположение частей при
рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Лепка.
•
Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение
лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки,
освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех
краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию
мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами
поверхность вылепленного предмета, фигурки.
•
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой
формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать
вылепленные изделия узором при помощи стеки.
•
Закреплять приемы аккуратной лепки.
Аппликация.
•
Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя
возможности создания разнообразных изображений; поощрять проявление активности
и творчества.
•
Формировать у детей умение правильно держать ножницы и пользоваться
ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой
сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных
предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые
формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать
этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.
•
Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов
(птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые)
из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре
части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. д.).
•
Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов
2.2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик
Важнейшие образовательные ориентиры:
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного
отношения детей к другим людям;
• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и
ответственности);
• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей педагогами реализуются следующие условия:
✓ проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль
взаимодействия с ним и с другими педагогами;
11
✓ создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления
эмпатии к другим людям;
✓ обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их,
вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
✓ обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление
позиции ребенка;
✓ обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим
убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
✓ обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на
достижение которых направлена деятельность педагогов, и включать членов семьи в
совместное взаимодействие по достижению этих целей.
Роль педагога в организации психолого-педагогических условий:
1. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
2. Формирование доброжелательных, внимательных отношений.
3. Развитие самостоятельности.
4. Создание условий для развития свободной игровой деятельности
5. Создание условий для развития познавательной деятельности.
6. Создание условий для развития проектной деятельности.
7. Создание условий для самовыражения средствами искусства.
8. Создание условий для физического развития.
Формы работы по художественно – эстетическом развитию
Формы работы
Формы организации детей
Совместная
Групповые, подгрупповые, индивидуальные:
деятельность
- занятия,
педагога с детьми - мастер классы
Самостоятельная Индивидуальные, подгрупповые:
деятельность
- рисование, аппликация по замыслу
детей
Совместная
Групповые, подгрупповые, индивидуальные
деятельность с
- открытые занятия для родителей;
семьёй
- мастер классы для родителей и детей
2.2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы
Самостоятельная продуктивная деятельность дошкольников носит инициативный,
творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием
форм и является начальным проявлением самообучения.
Деятельность педагога по поддержке детской инициативы с детьми 3-5 лет:
− Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным
признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования
продукта.
− Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов
исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание;
совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами
испытывали при обучении новым видам деятельности.
− Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность,
обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
− Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем
индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
12
− Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его
результатами.
− Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности
детей.
− При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
− Привлекать детей к планированию жизни коллектива на день, неделю, месяц.
Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.
− Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или
познавательной деятельности детей по интересам.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1)
обеспечение эмоционального благополучия через:
− непосредственное общение с каждым ребенком;
− уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2)
поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
− создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности;
− создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и
мыслей;
− недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разныхтворческой деятельности;
3)
установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
− создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми,
в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным
общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе
ограниченные) возможности здоровья;
− развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать
конфликтные ситуации со сверстниками;
− развитие умения детей работать в группе сверстников;
4)
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и
более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной
деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
− создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
− организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи,
общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и
художественно-эстетического развития детей;
− поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового
времени и пространства;
− оценку индивидуального развития детей;
5)
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
развития ребенка, непосредственного вовлечения их в развивающую деятельность, в том
числе посредством создания совместных музыкальных номеров.
2.2.3. Особенности взаимодействия с семьями детей
По целевым установкам Программы можно выделить направления взаимодействия
с семьями воспитанников:
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает следующие подходы:
− родители рассматриваются, как важный фактор в улучшении перспектив
13
развития детей.
− родители не только не мешают и не препятствуют работе педагогов, а наоборот,
могут способствовать быстрым успехам, могут овладеть новыми навыками,
руководствуясь сильным желанием помочь своим детям.
− родители имеют право на информированность и обращение к педагогам
детского сада за советами с тем, чтобы эффективнее влиять на развитие своих детей.
− родители при соответствующих условиях могут быть субъектами организации,
планирования и развития деятельности танцевального коллектива.
Направления деятельности при взаимодействии с родителями:
− вовлечение родителей в планово – прогностическую, организационную,
аналитико – оценочную деятельность кружка;
Принципы взаимодействия педагога и семьи:
− доверительные отношения – обеспечение веры родителей в профессиональную
компетентность, тактичность педагогов, их умение понять и помочь в решении проблем;
− подход к родителям как к активным субъектам процесса взаимодействия полноправные партнеры развития детей;
− единство в понимании педагогами и родителями ценностно-целевых
ориентиров, задач, условий, результата развития ребенка;
− помощь, поддержка, уважение и доверие к ребенку со стороны педагога и
родителей;
− личная заинтересованность родителей – изменение педагогической позиции
родителей, которая поможет правильно строить общение и совместную деятельность с
ребенком.
Формы работы с родителями:
− информационные стенды (наглядная агитация);
− папки – передвижки;
− консультации;
− буклеты;
− памятки;
− родительские собрания;
− индивидуальные и групповые беседы;
− анкетирование, тестирование;
- мастер классы.
Мероприятие
Организационное
родительское собрание
Дата
Сентябрь
Анкетирование родителей
Сентябрь
Родительское собрание по
итогам обучения
По запросу,
не чаще 2
раз в год
Задача
Ознакомление родителей с работой кружка
«Акварелька». Цели и задачи.
Выявление уровня осведомленности родителей о
художесвенно – творческом развитии.
Организация совместных усилий по достойному
образованию детей, анализ и демонстрация достижений
детей.
Познакомить с итогами года, перспективным планом на
следующий учебный год.
Итоговое родительское
собрание
Открытые занятия,
концерты
В течение
года
Творческие отчеты занятий перед родителями.
Анкетирование родителей
Май
Выявление уровня удовлетворенности образовательным
процессом
Распространение
информационных
материалов
В течение
года
Консультации
В течение
года
Май
1. Успехи детей
2. Предстоящие мероприятия
По запросу родителей
14
2.2.4. Планирование образовательной деятельности (учебный план)
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Занятия проводятся по 2 раза в неделю. Длительность занятий 30 минут.
№
1.
Возраст детей
Дети в возрасте
3-5 лет
Количество занятий
В неделю
в месяц
в год
2
8
15
72
Продолжительность
занятий
30 минут
3 раздел. Организационный
3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы
В целях рациональной организации образовательного процесса по дополнительной
общеразвивающей программе в Детском саду №13 и регулирования образовательной
нагрузки в течение учебного года разработано расписание занятий.
Занятие — основная форма организации образовательного процесса. На занятиях
по кружку «Акварелька» воспитанники под руководством педагога последовательно,
соответственно программе, приобретают теоретические знания и практические навыки, а
также усваивают элементы базовой культуры личности. На занятиях применяются
игровые технологии.
Формы работы: групповая, подгрупповая (10 человек) совместная образовательная
деятельность; индивидуальная самостоятельная образовательная деятельность.
Режим непосредственной образовательной деятельности: 2 раза в неделю.
Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в течение всего
учебного года. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. В летний
период учебные занятия не проводятся. Детский сад работает в режиме пятидневной
рабочей недели.
Кадровое обеспечение. Педагогические работники, реализующие данную
Программу должны иметь высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы,
имеющие практические навыки в сфере организации деятельности детей, без
предъявления требований к стажу работы.
3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания
1.
«Оригами для девочек. Подобранные пошаговые инструкции»
2.
«Оригами для самых маленьких»: Методическое пособие для воспитателей
3.
Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в подготовительной группе»
4.
Кирсанова С.В. «Обучение технике оригами детей старшего возраста с речевой
патологией»
5.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми» (подготовительная группа)
6.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми» (старшая группа)
7.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (подготовительная
группа)
8.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (старшая группа)
9.
Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» (подготовительная
группа)
10.
Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» (старшая группа)
11.
Сержантова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели»
12.
Соколова С.В. «Оригами для дошкольников: Методическое пособие для
воспитателей»
13.
Интернет-источники
16
3.3. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса
Комплексно-тематическое планирование для детей 3-5 лет
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Тема
«Насекомые осенью»
«Растения осенью»
«Труд людей осенью»
«Я и моё тело»
«Осенняя одежда»
«Птицы осенью»
«Водоёмы в осенний период»
«Дикие животные осенью»
«Домашние животные»
«Моя малая родина»
«Традиции и промыслы»
«Дом, стройка»
«Моя семья»
«Зимняя одежда»
«Спорт и зимние забавы»
«Новый год»
«Растения зимой»
«Птицы зимой»
«Водоёмы в зимний период»
«Дикие животные зимой»
«Домашние животные зимой»
«Транспорт»
«Защитники Отечества»/»профессии
пап»
«Квартира» (мебель, бытовая техника)
«Квартира» (посуда, этикет,
гости)/Женский день
«Профессии мам»
«Весенняя одежда»
«Водоемы в весенний период»
«Птицы весной»
«Космос»/»День космонавтики»
«Дикие животные весной»
«Домашние животные весной»
Количество занятий
8
«Праздник мира и труда»
«День победы»
«Я – человек»
«Растения весной»
«Насекомые весной»
8
Итого
8
8
8
8
8
8
8
72
17
3.3.1. Группа детей в возрасте 3-5 лет
1
Тема блока
Тема занятий
Цель
Осень
(сентябрь)
«Насекомые
осенью»
«Пчёлка»
(аппликация)
Упражнять в умении вырезании
нарисованного силуэта; делить круг
пополам; вырезать круг из квадрата;
использовать кисть, клей, салфетку;
распологать детали в нужном
порядке; развивать чувство формы и
цвета, интерес к насекомым.
Воспитывать аккуратность,
самостоятельность, бережное
отношение к родной природе.
Закрепить умения следовать устным
инструкциям; уметь пользоваться в
работе схемой; развивать мелкую
моторику рук, воспитывать интерес к
конструированию из бумаги.
Учить детей лепить предмет из двух
частей; закрепить приемы лепки –
раскатывание пластилина круговыми
и
прямыми
движениями,
сплющивание
и
оттягивание.
Воспитывать
желание
помогать
взрослым
Учить рисовать схематично фигуры
людей, соблюдая пропорции.
Упражнять в передаче положения и
движения людей. Формировать
образное восприятие.
Учить раскладывать листья разного
цвета и размера на фоне, передвигать
«Растения
осенью»
«Осенние
листья»
(оригами)
«Труд людей
осенью»
«Лопатка»
(лепка)
«Я и моё тело»
(ИЗО)
2
Мир
природы
«Осенняя
одежда»
Используемый
материал
Иллюстрации
насекомых, образец
аппликации бумаги с
нарисованным силуэтом
тела пчелы, белый
кружочек (крылышки,
черный квадрат голова,
клей, кисточки, клеенки,
салфетки, ножницы)
Литература
nsportal.ru/detskiysad/applikatsiya-lepka/201905/19/
Цветная
бумага, www.maam.ru/detskijsad/detskiiлинейка,
простой master-klas-osenie-listjaкарандаш, ножницы
origami.html
Доски,
салфетки, Multiurok.ru/files/lepka-orudieпластилин, лопатка.
truda-lopatka/html
Карточки со схематично
нарисованными людьми
в разных позах;
альбомные листы,
простые карандаши
Лист бумаги с
изображением куклы –
Educ/wikireading.ru/2047
Nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-
18
(октябрь)
«Платье для
куклы Осени»
(аппликация)
«Птицы осенью»
«Птицы на
ветке»
(оригами)
«Водоёмы в
осенний период»
Наш пруд»
(лепка)
«Дикие
животные
осенью»
«Кто живет в
осеннем лесу»
в поисках удачного размещения и
аккуратно приклеивать; закреплять
приемы намазывания и наклеивания;
закреплять представление об
отдельных цветах (красный, зеленый,
желтый, оранжевый); закреплять
понятие о времени года «осень»;
формировать представление о
сезонных изменениях в природе;
совершенствовать умение выполнять
движения по показу воспитателя.
Закрепить навык работы с бумагой;
развивать
мелкую
моторику;
развивать
внимание
,
наблюдательность,
аккуратность;
воспитывать
ответственность за
качество выполняемой работы
Познакомить детей со скульптурным
способом лепки. Учить оттягивать от
всего куска пластилина нужное
колличество материала, которое
понадобится для моделирования шеи
и головы птиц; свободно применять
знакомые
приемы
лепки
(вытягивание,
загибание,
прищипывание)
для
создания
выразительного образа. Развивать
чувство формы и пропорции.
Развивать у детей замысел; учить
детей изображать зайчика,
закреплять умение держать кисть,
пользоваться салфеткой.
Использовать для изображения
Осени, листья, клей,
кисти, подставка под
кисти, клеенки, салфетки
nachalnaya-shkola/2022/04/09
Квадраты
цветной
бумаги
желтого,
красного
и
черного
цвета,
ножницы,
кле,основа, на которой
изображено дерево.
Пластилин, бусинки для
глаз, стеки, клеенки,
карточки
с
изображением
водоплавающих птиц
www.maam.ru/detskijsad/detskiimaster-klas-po-izgotovlenijuptic-v-tehnike-origami.html
Краски, кисти,
альбомные листы
www.arttalant.org/publikacii/20915konspekt-zanyatiya-porisovaniyu-kto-ghivet-vosennnem-lesu
nsportal.ru/detskiysad/applikatsiyalepka/2022/09/27
19
3
Семья
(ноябрь)
(ИЗО)
«Домашние
животные»
Кошечка
(аппликация)
«Моя малая
родина»
«Журавлик»
(оригами)
«Традиции и
промыслы»
(лепка)
«Дом, стройка»
«Моя семья»
«Дом для семьи»
(ИЗО)
животных соответствующего цвета.
Закреплять навык наклеивания
элементов деталей. Развивать
чувство композиции. Закреплять
умение аккуратно наклеивать детали.
Подводить к эстетической оценке
работ. Формировать умение
преобразовывать геометрические
фигуры, разрезая из на 2 части (круг
– на полукруги, квадрат – на
треугольники). Учить детей
выкладывать изображение кошки из
готовых форм
Научить навыкам работы в технике
оригами, развивать мелкую моторику
рук, эстетический вкус.
Картон, цветная бумага,
треугольники, пятна
котика на каждого
ребенка, клей, кисти,
подставка под кисти,
салфетки, ножницы.
Урок.рф/library/konspekt_po_ap
plikatcii_tema_koshechka_22120
8.html
Белый лист
Nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2012/07/15/origamiletyashchiy-zhuravlik-schastya
Продолжить
учить
основным Пластилин, стеки, доски Pedприемам
пластилинографии для лепки (на каждого kopilka.ru/blogs/zurkalova/plastil
(надавливание,
размазывание, ребенка)
inografija-dljaотщипывание,
вдавливание,
doshkolnikov/html
роскатывание). Учить работать в
заданном пространстве. Развивать
мелкую моторику , координацию
движения
рук,
глазомер.
Воспитывать навыки аккуратной
работы с пластилином.
Формировать понятие: мой дом, моя Конверт, картинки с
www.maam.ru/detskijsad/konspe
семья; вызывать у детей радость от
изображением членов
kt-po-risovaniyu-dom-dljaсозданного ими изображения;
семьи, картинка с
semi.html
формировать навык аккуратной
изображением всех
работы
членов семьи, заготовка
дома на бумаге, гуашь,
20
4
Новый год
(декабрь)
«Зимняя одежда»
«Варежки,
шапка, шарф»
(аппликация)
«Спорт и зимние
забавы»
«Веселый
лыжник»
(оригами)
«Новый год»
(лепка)
Развивать мелкую моторику рук,
прививать навыки работы с клеем,
кисточкой, развивать творческие
способности, фантазию
Упражнять детей в изготовлении
поделок,
закреплять
умение
выполнять работу самостоятельно.
Воспитывать творческое отношение
к продуктивным видам деятельности,
желание украшать выполненную
работу,
формировать
умение
применять поделки в игре
Учить
создавать
образ
елки
совместно с воспитателем и другими
детьми.
Закреплять
умение
отламывать кусочки пластилина и
формировать
их
в
виде
треугольников. Формировать умение
выкладывать елку из полученных
форм. Продолжать знакомить с
пластилином
как
особым
художественным
материалом.
Развивать чувство формы, мелкую
моторику. Совершенствовать умение
детей лепить из пластилина – создать
образ нарядной елки. Закреплять
навыки работы с семенами арбуза,
дыни, подсолнуха, с белой и
коричневой фасолью, гречневой
крупой, скорлупой от фисташек.
кисти, баночка с водой,
подставка для кисточек,
салфетки.
Цветная бумага, клей,
кисточки, заготовки
варежки, шапки, шарфа,
заготовки украшений
Цветная бумага, клей,
салфетки,
ножницы,
карандаш,
деревянные
шпажки.
naportal/.ru/detskiysad/applicatsiyalepka/2020/12/08
www.maam.ru/detskijsad/konstru
irovanie-iz-bumagi-vesyolyiljzhnik.html
Основа
для
лепки, Nsportal.ru/detskiyпластелин,
стека, sad/applikatsiyaсемечки арбуза, дыни, lepka/2019/11/10
подсолнуха, белая и
коричневая
фасоль,
гречневая
крупа,
скорлупа от фисташек
21
5
Рождество
(январь)
«Новогодняя
ёлка»
(ИЗО)
Уточнить знание правил пожарной
безопасности при украшении ёлки;
Учить создавать на рисунке образ
нарядной ёлки;
Закреплять умение смешивать гуашь
на палитре, создавая оттенки цветов.
«Растения
зимой»
«Зимние деревья»
(аппликация)
Научить детей делать аппликации
при помощи ватных дисков.
Расширять знания детей о зиме и
деревьях зимой. Развивать мелкую
моторику пальцев рук.
Научить складывать снегиря в
технике оригами. Уметь создавать
образ
методики
оригами
под
диктовку. Воспитывать интересс к
коллективной работе. Закреплять
умение складывать квадрат в разных
направлениях, учить детей загибать
углы разной величины и делать
складку.
«Птицы зимой»
«Снегири»
(оригами)
«Водоемы в
зимний период»
«Пингвины на
льдине»
(лепка)
Развивать у детей умение передавать
в лепке фигуру пингвина, выделяя
некоторые характерные особенности,
использовать различные приемы
лепки – скатывание, раскатывание,
вытягивание, сглаживание. Развивать
способность
передавать
пропорциональное
соотношение
частей. Закреплять умение соеденять
части, прижимая их друг к другу.
Иллюстративный
материал по теме
«Новый год», белая или
тонированная бумага
формата А4; гуашь;
кисти; подставки для
кистей; ёмкости с водой.
Голубой картон, цветная
бумага коричневого
цвета, ватные диски,
клей, кисточки для клея,
салфетки для рук
Картинка,
изображающая снегиря
на ветке рябины, бумага
красная, покрашеная с
одной стороны в черный
цвет
(квадраты
по
коллиеству
детей
15*15см),
клей
пва,
бум.салфетки,
лист
ватмана с нарисованной
на нем веткой
пластилин,
стеки,
досочки для пластилина,
салфетки,вода
Н.С. Голицына «Конспекты
комплексно-тематических
занятий» (старшая группа)
Стр. 209
Nsportal.ru/detskiysad/applikatsiyalepka/2019/12/11
www.maam.ru/detskijsad/konstru
irovanie-po bumagoplastike
Nsportal.ru/detskiysad/applikatsiyalepka/2021/11/30
22
6
Патриотизм
(февраль)
«Дикие
животные
зимой»
«Кто как
зимует»
(ИЗО)
«Домашние
животные
зимой»
«Собачка»
(аппликация)
Учить создавать коллективую сценку
из сделанных поделок.
Учить рисовать разными
материалами: цветными восковыми
мелками, акварелью. Формировать
умение строить композицию
рисунка, передовать колорит
природы в зимний период.
Закреплять знания о формах, частях
тела собаки. Закреплять умение
правильно пользоваться ножницами,
клеем, салфеткой.
Бумага светлого тона
формата А4, цветные
восковые мелки,
акварель, банка с водой,
салфетка
Цветная бумага,
ножницы, клей,
салфетка, кисть для клея,
заготовка будка и
косточка (по
колличеству детей)
«Транспорт»
Учить детей изготавливать фигурки в Бумага, ножницы
«Кораблик»
технике
оригами,
закреплять
(оригами)
различные приемы работы с бумагой,
формировать
умение
следовать
устным инструкциям. Развивать
творческое воображение, фантазию,
глазомер, мелкую моторику рук,
конструктивное
мышление.
Воспитывать
интерес
к
конструированию из бумаги.
«Защитники
Учить лепить танк из отдельных Предметная картинка с
Отечества»/»Про частей, правильно передавая их танком.
Пластилин,
фессии пап»
форму и пропорции. Продолжать стеки,
дощечки
(на
«Танк»
учить соединять вылепленные части каждого ребенка)
(лепка)
в одно целое, плотно соединять их
методом промазывания.
«Квартира»
Учить детей рисовать бытовые
Иллюстрации
(мебель, бытовая приборы
телевизоров, альбомные
тхника)
листы, простые
www.arttalant.ru/publikacii/48681
www.arttalant.ru/publikacii/34406
Doshkolnik.ru/origami/26659konspekt-zanyatia-pokonstruirovaniyu
Колдина Д. Н. Лепка с детьми
стр.35
Detskiisad310.ru/konspekty-iproekty/
23
7
Весна
(март)
«Телевизор»
(ИЗО)
«Квартира»
(посуда, этикет,
гости)/
«Женский день»
«Сервировка
стола»
(аппликация)
«Профессии
мам»
«Платье для
мамы»
(оригами)
«Весенняя
одежда»
«Девочка в
весеннем
пальто»
(лепка)
«Водоемы в
весенний
период»
«Ледоход»
(ИЗО)
8
Космос
«Птицы весной
Расширять знания детей о столовом
этикете, воспитывать эстетические
чувства, Продолжать учить работать
с ножницами
карандаши, цветные
карандаши
Демонстрационный
материал, заготовки к
аппликации, клей,
кисточки для клея,
салфетки
Учить поэтапно складывать из Бумажная кукла, образец
бумаги платье в технике оригами.
выполненной
работы,
квадрат цветной бумаги
яркого цвета 12*12см (на
каждого
ребенка),
пуговки, вырезаные из
цветной бумаги 3шт,
лист
картона,
клей,
салфетки, кисть для клея
Закрепить
умение
использовать Кукла, пластилин, доска
усвоенные ранее приемы соединения для
лепки,
стеки,
частей,
сглаживание
мест салфетка
скрепления. Формировать умение
выделять части человеческой фигуры
в одежде. Воспитывать интерес к
лепке
Учить создавать пейзажную
Иллюстративный
компазицию, изображая весенний
«Весна», «Ледоход»,
ледоход на реке. Закреплять умение
альбомные листы,
вписывать рисунок в лист.
акварельные краски,
Закреплять навыки рисования
кисти широкие и тонкие,
акварелью
салфетки, баночки с
водой
Учить изготавливать аппликацию
Квадрат из черной
www.maam.ru/detskijsad/zanjati
e-po-aplikaci-servirovka-stola
Multiurok.ru/index.php/files/krat
kosrochnaia-obrazovatelnaiapraktika
Nsportal.ru/detskiysad/applikatsiyalepka/2022/04/26
Nsportal.ru/detskiysad/risovanie/2023/02/05/ledoho
d
Nsportal.ru/detskiy24
(апрель)
«Скворец-весны
певец»
(аппликация)
скворца и скворешника.
Совершенствовать умение вырезать
из круга квадрат путем срезания
углов, складывать круги пополам и
соеденять все детали оставляя образ
скворца, развивать аккуратность и
мелкую моторику, воспитывать
заботу о перелетных птицах
«Космос»/ «День
космонавтики»
«Ракета»
(оригами)
Создание коллективного панно по
теме «Космос». Формировать умение
следовать устным инструкциям,
читать схему.
Закреплять приемы сгибания и
складывания бумаги
Развивать
пространственное
воображение
и
логическое
мышление.
Формировать умение
работать
в
группах,
сообща,
договариваться.
Продолжать учить детей планировать
свою работу: задумывать образ.
Развивать умение передавать размер
и пропорции ежа. Развивать мелкую
моторику рук.
Учить выразительно передавать в
рисунке образы домашних животных
(форму тела, расположение и форму
частей тела, их величину, пропорции)
«Дикие
животные
весной»
«Ежик»
(лепка)
«Домашние
животные
весной»
«Мое любимое
цветной бумаги
размерами 6,5*6,5см;
5*5см; 3,5*3,5см.
Заготовки скворечников
из цветного картона
разных цветов, круги и
полосочки для
скворечника, контуры
желтого клюва, гуашь
белая и желтая, кисточки
для рисования и для
клея, ножницы, клей,
салфетки, клеенка
Цветная
бумага,
элементы дизайна –
звездочки, и пайетки
разных
цветов,
конфетти,
самоклейка
блестящая,
клей,
простые
карандаши,
фломастеры, ножницы,
листы
тонированные
формата А3.
sad/applikatsiyalepka/2021/04/01
Пластилин, стеки, доски
для лепки, горошины
черного
перца,
еловая/сосновая
хвоя,
иллюстрации ежей
Иллюстрации по теме
«Домашние животные»,
кисти тонкие и толстые,
краски гуашь, схемы
Nsportal.ru/detskiysad/applikatsiyalepka/2020/05/09
Nsportal.ru/detskiysad/applikatsiyalepka/2018/05/11
www.maam.ru/detskijsad/zanjati
e-po-risovaniyu
25
животное»
(ИЗО)
9
День
Победы
(май)
«Праздник мира
и труда»
(аппликация)
«День победы»
«Тюльпан»
(оригами)
«Растения
весной»
(лепка)
«Насекомые
весной»
«Бабочка»
(ИЗО)
с опорой на схему. Закреплять
технические навыки и умения в
рисовании (смешение цветов для
получения нужного оттенка). Учить
рассказывать о своих рисунках и
рисунках товарищей
Закреплять умение задумывать
содержание своей работы.
Упражнять в использовании
знакомых способов работы с
ножницами, закрепить прием
вырезания из бумаги сложенной
«гормошкой» - лепестки и листочки
цветка. Учить красиво подбирать
цвета, правильно передавать
отношения по величине. Развивать
эстетическое чувство и воображение.
Учить детей изготавливать объёмные
поделки – цветок тюльпана.
Учить
составлять
задуманный
предмет на плоскости. Продолжать
учить
дополнять
работу
композиционными
решениями
(солнце, облака, горизонт)
Формировать умение выразительно
передавать образы объектов
окружающего мира, изображать
некоторые индивидуальные,
характерные признаки живых
объектов. Расширять знания и
представления об особенностях
строения животных,
схемы смешивания
цветов, палитры баночки
с водой, салфетки для
просушивания кистей,
альбом
½ альбомного листа,
силуэт голубя, полоски
цветной бумаги зеленого
и красного цвета для
цветка, ножницы, клей,
кисть, клеенка, салфетка
Квадраты из бумаги
красного и зеленого
цвета, образец поделки
«тюльпан», вазочка.
Нарисованная на листе
бумаги
дерево
(заготовка).
Картон
голубого
цвета,
пластилин
Листы белой бумаги,
простые карандаши,
восковые карандаши,
кисти, акварельные
краски, баночки с водой,
салфетки, подставки под
кисти, картинки с
Nsportal.ru/detskiysad/applikatsiyalepka/2022/01/11
Кирсанова С. В. Обучение
технике
оригами
детей
старшего возраста с речевой
патологией» стр114
Колдина Д. Н. Лепка с детьми
стр.40
Nsportal.ru/detskiysad/risovanie/2020/01/15
26
внешнего вида бабочек. Учить детей
удачно распологать изображение на
листе. Упражняться в рисовании
восковыми мелками и красками
(хорошо промыть кисть, осушить ее,
набирать краску на кисть по мере
надобности). Воспитывать
уверенность в своих силах,
аккуратность, усидчивость.
изображением бабочек.
27
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства музыкального зала. Она
сформирована для музыкального развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета
особенностей и коррекции недостатков их развития.
Соблюдаются следующие требования к развивающей предметно-пространственной
среде:
✓
Обеспечение максимальной реализации образовательного пространства
музыкального зала, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны
и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков из развития;
✓
Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и
взрослых, двигательной активности;
✓
Обеспечение реализации различных образовательных программ; учет
национально-культурных, климатических условий; учет возрастных особенностей детей.
Среда является содержательно-насыщенной обеспечивает:
- игровую, познавательную и творческую активность всех воспитанников с
доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
- возможность самовыражения детей.
Среда является трансформируемой и предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том
числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность среды:
- предполагает возможность разнообразного использования различных
составляющих предметной среды – детских музыкальных инструментов, матов, мягких
модулей, ширм и т.д.
- предполагает наличие в музыкальном зале полифункциональных (не обладающих
жесткозакрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных
материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности(в том
числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)
Вариативность предполагает наличие в зале для занятий разнообразных
материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и творческую
активность детей.
Среда является доступной:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов
- свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Среда является безопасной и предполагает соответствие всех элементов предметноразвивающей среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их
использования.
28