Аннотация к программе дополнительного образования художественноэстетической направленности для детей 3-5 лет «Логоритмика»
Реализация Программы дополнительного образования социально-педагогической
направленности «Логоритмика» (далее Программа) предполагает последовательное,
систематическое и разностороннее взаимодействие на дошкольников младшего (3 – 4 года)
и среднего возраста (4-5 лет).
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в РФ»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» (далее ФГОС ДО);
• Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
• «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления молодежи» СП 2.4.3648-20;
• «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» СанПиН 1.2.3685-21;
• Устав дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №13»;
• Положение о программе дополнительного образования в организации.
Актуальность Программы
Речь – одна из важных сторон развития ребенка. Этот чудесный дар природы не
дается человеку от рождения, и взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь
ребенка развивалась правильно и своевременно.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него
правильной речи. Часто это очень сложная и трудоемкая работа для ребенка.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и
взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых
ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие связано с
временными ощущениями («Рефлексы головного мозга»,1866). Также было доказано
советским ученым, неврологом и психиатром В.М. Бехтеревым, что вначале на маленького
ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и
тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых
дней его детства»). Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего
возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это
связано с тем, что они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект
ребенка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить
правильно.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные
движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма
активной терапии, профилактики и преодоление речевого и сопутствующих нарушений,
путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, и в конечном
итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается
речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика.
Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под
влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная
перестройка
сердечно-сосудистой,
дыхательной,
двигательной,
сенсорной,
речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально – волевых качеств
личности.
С этой целью была разработана Программа, которая составлена на основе учебнометодического пособия М.Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду».
Направленность Программы
•
активизацию речевого развития;
•
формирование правильного дыхания;
•
формирование
необходимого
уровня
слухо-зрительно-двигательной
координации;
•
развитие чувства ритма;
•
развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики;
•
развитие эмоционально-личностных качеств дошкольника.
Новизна Программы
Логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие
технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и
способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения,
овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная программа
составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего
дошкольного возраста.
Направления работы Программы
•
развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические,
ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма
и фонематического восприятия;
•
формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на
формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
•
развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные
на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
•
развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные
на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
•
развитие мелкой моторики – пальчиковые игры и упражнения с речевым
сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и
коррекцию мелкой пальцевой моторики;
•
развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение
объема внимания, его переключаемости;
•
развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие
развитию творческих способностей детей.
Татьяна
Владимировна
Мальцева
Подписан цифровой подписью: Татьяна Владимировна
Мальцева
DN: O=Детский сад №13, CN=Татьяна Владимировна
Мальцева, E=dsadv13@mail.ru
Основание: Я являюсь автором этого документа
Расположение:
Дата: 2024.02.07 13:58:11+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 12.1.0