Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13»
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
протокол №1 от 30.08.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
детским садом №13
от 31.08.2022 г. №141-ах
Татьяна
Владимировн
а Мальцева
Подписан цифровой подписью: Татьяна
Владимировна Мальцева
DN: O=Детский сад №13, CN=Татьяна
Владимировна Мальцева, E=dsadv13@mail.ru
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Расположение:
Дата: 2023.11.20 16:04:35+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 12.1.0
Программа
дополнительного образования социальнопедагогической направленности
по подготовке детей 5-7 лет к школе
«Скоро в школу»
(с учетом примерных требований к программам
дополнительного образования детей)
г. Каменск-Уральский
2022
1
Рабочая программа дополнительного образованияпо подготовке детей 5-7 лет к
школе«Скоро в школу» . – Каменск-Уральский городской округ. – 2022 г.
Составитель: Мальцева И.В., воспитатель.
Программа обеспечивает вариативность образовательного маршрута в
соответствии с интересами и способностями воспитанников, направлена на
удовлетворение конкретных образовательных потребностей родителей как заказчиков
образовательных услуг.
Программа разработана с целью подготовить детей дошкольного возраста к
обучению в школе путём развития их физических, социальных и психических функций,
необходимых для систематического обучения в школе, в единстве дошкольного и
школьного образовательного пространства; оказать квалифицированную помощь
родителям при подготовке детей к обучению в школе.
2
Содержание
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития детей в возрасте 5 – 7 лет
1.2. Планируемые результаты как ориентиры освоения программы
4
4
6
6
8
2. Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с психолого-педагогическим
направлением развития ребенка
2.1.1. Содержание образовательной работы
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов
2.2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик
2.2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
2.2.4. Планирование образовательной деятельности (учебныйплан)
14
14
18
18
19
20
21
3. Организационный раздел
3.1.Организационно-педагогические условия реализации Программы
3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания
3.3. Календарно-тематический план образовательного процесса
3.3.1. Группа детей в возрасте 5-6 (Первый год обучения)
3.3.2. Группа детей в возрасте 6-7 (Второй год обучения)
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.5. Календарный план воспитательной работы по программе дополнительного
образования психолого-педагогической направленности для детей 5-7 лет «Скоро в
школу»
3
22
22
23
23
25
28
30
1 раздел. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования и является
в настоящее время одним из приоритетных направлений развития образовательной
системы Российской Федерации. Необходимо обеспечить равные стартовые возможности
для детей (из разных социальных групп и слоев населения) при поступлении в начальную
школу. Под «выравниванием стартовых возможностей детей» следует понимать создание
равных условий, которые государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного
возраста, независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной
принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему успешно
обучаться в школе.
В России система дошкольного образования всегда рассматривалась как первая
ступень в системе общего образования, а старший дошкольный возраст (5 - 7 лет) - как
возраст общей подготовки ребенка к следующей ступени образования - начальной школе.
Рост интереса к дошкольному детству относится сегодня к числу общемировых
общественных тенденций.
Ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных
образовательных резервов. Проблема подготовки ребенка к школе является одной из
наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном и начальном
образовании. Разные стартовые возможности будущих первоклассников осложняют
организацию учебного процесса и вынуждают родителей искать способы «натаскивания»
ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.
Особенно остро стоит вопрос предшкольной подготовки перед родителями, чьи
дети не посещают дошкольные образовательные учреждения по разным причинам:
недостаточная обеспеченность населения дошкольными учреждениями, состояние
здоровья ребенка, желание родителей воспитывать детей дома, материальные трудности
семьи и др. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. У детей
должна быть развита мотивационная сфера, сформированы эмоционально-волевые и
познавательные сферы психических функций. Для решения этих задач на базе школьных
учреждений организуются подготовительные курсы для будущих первоклассников.
Образовательная программа «Скоро в школу» разработана на основе идеи
преемственности между дошкольным и начальным образованием и базируется на
программе «Преемственность», созданной по заказу Министерства образования
Российской Федерации сотрудниками Института общего образования Министерства
образования Российской федерации для детей, не посещающих дошкольные
общеобразовательные учреждения под научным руководством Н.А. Федосовой.
Программа «Скоро в школу» направлена на создание условий для успешной
адаптации и для выравнивания стартовых возможностей детей перед поступлением в
школу. Она ориентирована не на уровень знаний, а на потенциальные возможности детей,
на «зону ближайшего развития», на создание условий для включения детей в новые
социальные формы общения; готовит к переходу от игровой деятельности к учебной,
рассчитана для детей 5-7 летнего возраста. Программа рассчитана на два года.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273-ФЗ ;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования”;
4
• Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N
373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
• Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»);
• Устав Детского сада.
• Программы по подготовке детей к школе «Преемственность» под руководством
Н. А. Федосовой.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного
стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса и возрастных особенностей дошкольников, дается распределение учебных часов
по крупным разделам курса.
Актуальность данной программы заключается в том, что она предполагает
использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные
процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать
интерес к школьной жизни. Программа способствует развитию потенциальных
возможностей ребёнка, посредством овладения им УУД, предложенными федеральными
государственными стандартами начального общего образования.
Отличительные особенности
Подготовка к школе по программе «Преемственность» носит развивающий
характер, не допускающий дублирования образовательных программ первого класса;
помогает освоить специфику социальных отношений; обеспечивает формирование
ценностных установок; ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребёнка;
готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности; содержание
максимально адаптировано к образовательной программе «Школа России», по которой
ведётся обучение в школе. Обучение проводится по 4 курсам: «Подготовка к обучению
чтению», «Подготовка к обучению письму», «Развитие речи», «Математические
ступеньки».
Цели программы:
- создание условий для успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым
образовательным условиям
- создание гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на
другую
- создание предпосылок к школьному обучению.
Задачи программы:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным
образованием;
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к
обучению к школе;
5
- создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок
общеучебных умений и навыков, коммуникативных умений;
- познавательному, эмоциональному и нравственному развитию ребёнка в
соответствии с психологическими возможностями и возрастными особенностями детей;
- развивать творческую активность, любознательность, инициативность,
самостоятельность дошкольников;
- осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями),
ориентировать их на значение воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.
Образовательные
технологии:
репродуктивные,
проблемные,
ИКТ,
интерактивные, личностно-ориентированные.
Формы организации занятий: игры и продуктивная деятельность, творческая
деятельность, конструирование, моделирование, индивидуальная работа, работа в
группах, парах.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего
обучения, психологических особенностей детей.
Основные принципы реализации программы:
-общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- развитие творческой деятельности;
- развитие личностных компетенций;
- поддержка и сохранение здоровья;
- формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
- сотворчество обучающих, обучающихся и родителей
Принципы построения содержания подготовки к обучению:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
-систематичность и последовательность;
- вариантность и вариативность;
- доступность и достаточность;
- наглядность; - достоверность;
- комплексность;
- разнообразие игровых и творческих заданий;
-многообразие
видов
художественно-творческой
деятельности
(игровая,
художественно-речевая, театрализованная).
1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития детей в возрасте 5 – 7 лет
Для успешной реализации Программы учитываются возрастные характеристики
воспитанников.
Возраст
Возрастные особенности развития
детей
5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане,
но и совершить преобразования объекта, указать, в какой
последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако
подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети
будут применять адекватные мыслительные средства.
В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о
классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые
могут изменяться, однако начинают формироваться операции
6
6-7 лет
логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие
дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака:
цвет и форму (материал) и т. д. Развитие воображения в этом возрасте
позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно
разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться
лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость
внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному
вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее
звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие,
свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух,
интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетноролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется
грамматический строй речи. Дети используют практически все части
речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика:
активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.
Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не
только главное, но и детали.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный
возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как
предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного
общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием
позиции школьника.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая
сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В
высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и
характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают
активно употреблять обобщающие существительные, синонимы,
антонимы, прилагательные и т. д.
К 6—7 годам словарный запас ребёнка насчитывает 2500—3000
слов, и в нём обязательно должны быть представлены все основные части
речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения,
предлоги. Однако части речи в его словаре представлены неодинаково.
Существительные (38%) и глаголы (32%) преобладают, местоимения
составляют 10%, наречия — 7% и прилагательные — 2%. Ребёнок
усваивает традиционные формы чередования звуков, способы
словоизменения и словообразования. Ориентируется шестилетний
ребёнок на звуковую форму слова, на звучание грамматических форм.
Однако выделить морфемы из слова дети затрудняются, а иногда и не
могут. Совершенствуется синтаксическая сторона речи ребёнка.
Возрастает количество распространённых предложений с однородными
членами, увеличивается объём простых и сложных предложений.
Увеличивается количество обобщающих слов и придаточных
предложений. Частым нарушением является неумение строить
предложения и связные высказывания. Причина подобных нарушений —
неумение грамматически верно согласовывать слова между собой или
неумение прослеживать причинноследственные связи между событиями,
происходящими в определённой логической последовательности.
Старшие дошкольники в большинстве своём имеют достаточно
выраженную познавательную мотивацию, которая наиболее ярко
проявляется при решении задач, связанных с действенным (а не
образным) способом познания. Шестилетний ребёнок при возникновении
7
перед ним некоторых задач пытается решить их, реально примеряясь и
пробуя. Однако наглядно-образное мышление, при котором решение
задачи происходит в результате внутренних действий с образами, также
бывает задействовано, и ребёнок пытается решать задачи, как говорится,
в уме. Для этого он представляет себе реальную ситуацию и как бы
действует в ней в своём воображении.
Портрет
На основании требований к ребенку, изложенных в основных
дошкольника документах дошкольного и начального общего образования
(федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
и
федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего
в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими
качествами: физически развит, владеет основными культурногигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается;
ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила
здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными,
игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами
взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и
невербальные способы общения; владеет диалогической речью и
конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
1.2.
Планируемые результаты как ориентиры освоения Программы
Программа дополнительного образования по подготовке детей 5-7 лет к школе
«Скоро в школу» предусматривает 3 курса:
• Подготовка к обучению чтению и развитие речи;
• Подготовка к обучению письму;
• Математические ступеньки.
Подготовка к обучению чтению и развитие речи
Познавательные УУД: умение анализировать предметы; выделять общие
признаки предметов и их различия; устанавливать аналогии; сравнивать и сопоставлять;
проводить классификацию; составлять целое из частей, дополнять недостающими
элементам.
Регулятивные УУД: умение осуществлять действия по образцу и заданному
правилу; сохранять заданную цель; умение видеть свою ошибку и исправлять её;
осуществлять контроль своей деятельности; умение адекватно реагировать на оценку
взрослых и сверстников.
Коммуникативные УУД: умение слушать педагога, задавать вопросы, отвечать на
вопросы педагога, сверстников; умение строить речевые высказывания в устной форме;
овладение вербальными и невербальными средствами общения.
Личностные УУД: положительное отношение к учению, к сверстникам;
мотивация к дельнейшему обучению; положительная самооценка.
Предметные: различать на слух и в произношении все звуки родного языка;
различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные
звуки; правильно называть звуки, классифицировать их по месту нахождения в слове,
соотносить звуки с буквами; определять ударный слог, ударную гласную и обозначать
соответствующим значком; знать буквы русского алфавита; понимать и использовать в
8
речи термины «звук», «буква», «слог», «предложение»; писать слова, предложения
условными обозначениями.
Подготовка к обучению письму
Познавательные УУД: умение анализировать предметы, сравнивать предметы,
выделять их общие признаки и различия.
Регулятивные УУД: письмо по образцу, умение видеть свою ошибку и исправлять
ошибку по указанию взрослого.
Коммуникативные УУД: умение слушать педагога, задавать вопросы, отвечать на
вопросы педагога, сверстников, овладение вербальными и невербальными средствами
общения.
Личностные УУД: положительное отношение к учению.
Предметные: уметь обводить по контуру узоры и буквы различной конфигурации,
составлять узоры по аналогии и самостоятельно, дополнять и штриховать фигуры; знать и
соблюдать правила; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке),
перемещать пишущую руку вдоль строки, слева направо; моделировать и конструировать
предметы из элементов букв.
Математические ступеньки
Познавательные УУД: умение анализировать свойства предметов, сравнивать
предметы, выделять их общие признаки и различия, называть числа от 33 1 до 10 в
прямом и обратном порядке, сравнивать числа, используя термины «больше», «меньше»,
«столько же»; проводить мыслительные операции на несложном материале.
Регулятивные УУД: письмо по образцу, умение видеть свою ошибку и исправлять
ошибку по указанию взрослого.
Коммуникативные УУД: умение слушать педагога, задавать вопросы, отвечать на
вопросы педагога, сверстников, овладение вербальными и невербальными средствами
общения.
Личностные УУД: положительное отношение к учению.
Предметные: ориентироваться на листе бумаги, на плоскости и в пространстве
Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один, умение сравнивать
группы предметов, содержащие до 10 предметов и соотносить заданное количество
предметов с цифрой. Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия
двух предметов или фигур по цвету, форме, размеру и другим свойствам. Умение
сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10, определять
большее и меньшее. Умение узнавать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг,
треугольник и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Умение
сравнивать предметы по длине, ширине, толщине. Определять на слух пропущенное
число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному,
сравнивать числа.
Критерии оценки освоения Программы (педагогический мониторинг
(диагностика).
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка.Для
проведения диагностики используется работа «Готов ли я к школе? Пособие для детей 5—
7 лет» (далее пособие) в начале и в конце года. Готовность ребёнка к школе определяется
по основным блокам, которые представлены в пособии. Подобная диагностика
проводится в два этапа.
Этап 1. Проводится в сентябре — октябре. В ходе обследования выявляются дети,
не готовые к школьному обучению.
Этап 2. Проводится в апреле — мае. По результатам вторичной диагностики
возможно проведение дополнительных занятий для ребёнка до начала учебного года.
Обобщённая оценка результатов может быть представлена как высокий, средний и низкий
уровень готовности ребёнка к школьному обучению.
Условия проведения диагностики.
9
Занятия рекомендуется проводить в первой половине дня. Продолжительность
каждого занятия не должна превышать 20 мин. При выполнении заданий не следует
торопить ребёнка. Научите его работать спокойно, аккуратно, тщательно выполнять все
задания. Объясните трудное для него задание несколько раз. Все задания необходимо
прочитывать не торопясь, чётко проговаривая слова. Для занятий у ребёнка должны быть
простой карандаш, цветные 29 карандаши, шариковая ручка. Все графические задания
желательно выполнять карандашом. Необходимо следить за положением тетради, ручки,
посадкой ребёнка. Проверьте, удобно ли ребёнку сидеть за столом, правильно ли падает
свет (у праворукого — слева, у леворукого — справа).
При проведении диагностики необходимо учитывать следующие моменты:
− ребёнку следует дать время, чтобы он освоился в новой обстановке, с
незнакомым человеком;
− само собеседование должно проходить в неформальной, непринуждённой
обстановке. Ребёнка следует поощрять, хвалить за правильные ответы или правильное
выполнение заданий. Соответственно педагог не должен высказывать недовольство или
проявлять негатив при неправильных ответах.
Педагог должен учитывать, что он может иметь дело с очень застенчивым
ребёнком. В этом случае целесообразно привлечь к собеседованию родителей. В
остальных случаях присутствие родителя на собеседовании нежелательно (в крайнем
случае родитель должен находиться вне поля зрения ребёнка), так как его присутствие
может повлиять на процесс диагностики.
При проведении диагностики, помимо заданий, предлагаемых в рабочей тетради,
необходимо использовать метод наблюдения. Это позволит произвести всестороннюю
педагогическую оценку социальной и школьной зрелости ребёнка.
По результатам обследования планируется работа по устранению тех или иных
нарушений. Результаты диагностики и обследований заносятся в «Психолого–
педагогическую карту». В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к
школьному обучению или дети, нуждающиеся в дополнительных занятиях. Для таких
детей даются рекомендации родителям.
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Май
Сентябрь
Приме
чание
Сентябрь
Развитие
речи
Май
Развитие
мышления
Май
Развитие
внимания
Май
Развитие
памяти
Май
Развитие
восприятия
пространства.
Май
Развитие
восприятия
сенсорных
эталонов.
Май
Развитие
графического
навыка
Май
ФИО
ребенка
Сентябрь
Психолого–педагогическая карта
№
п/п
1
2
Итоговый
показатель
по
группе
(среднее
значение)
Диагностика с помощью пособия
Развитие графического навыка
Определяется степень развития мелкой моторики и навыков владения графической
деятельностью. Готовый к школьному обучению ребёнок должен уметь владеть
карандашом, без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать
геометрические фигуры, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы,
аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
Результат оценивается как высокий в том случае, если:
10
· выходы за пределы «дорожек» и нарушение линии отсутствуют;
· характер линий ровный, прямой, нажим ровный;
· размер элементов соответствует эталону;
· форма элементов соответствует эталону;
· наклон соответствует эталону;
· отклонение от строчки незначительное;
· правильно воспроизведена последовательность элементов;
· правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов.
Результат оценивается как средний, если:
· линия неровная, дрожащая;
· размер элементов частично не соответствует эталону;
· форма элементов не полностью соответствует эталону;
· наклон линий не полностью соответствует эталону;
· наблюдается отклонение от строчки.
Результат оценивается как низкий, если:
· линия двойная, искривлённая;
· размер элементов не соответствует эталону;
· форма элементов не соответствует эталону;
· наклон линий не соответствует эталону;
· отклонение от строчки значительное;
· неверно воспроизведена последовательность элементов.
П р и м е ч а н и е. Графические диктанты даны по материалам М. С. Заикина, Е. И.
Синициной.
Развитие познавательных психических процессов
Развитие восприятия сенсорных эталонов.
Определяется степень усвоения ребёнком сенсорных эталонов — общепринятых
образцов внешних свойств предмета (цветов спектра как эталонов цвета, геометрических
фигур как эталонов формы). Задания позволяют определить, умеет ли ребёнок сравнивать
воспринимаемый объект с этими эталонами.
Методика «Эталоны» проводится следующим образом. Ребёнку дают возможность
хорошо рассмотреть эталоны внизу рисунка. Затем педагог просит: «Найди на рисунках
предметы, имеющие такую же форму, как эти образцы, и обведи их красным
карандашом». Следует обращать внимание на количество ошибок и на характер
деятельности детей. Тем детям, которые затрудняются с ответом, надо предложить
обвести пальцем все контуры, сравнив их с контуром эталона. Если эта подсказка
приводит к правильному решению, можно сделать вывод, что действия восприятия ещё
плохо интериоризированы (недостаточно перешли во внутренний план), но сама
ориентировка у ребёнка адекватная. Если ребёнок не может правильно найти фигурку
даже при помощи взрослого, можно предположить наличие интеллектуального дефекта
или отставания. Наличие ошибок также может быть связано с низким развитием внимания
и произвольной сферы. Такие дети не умеют организовать свою деятельность, 16 фигурок
отвлекают их и рассеивают внимание.
П р и м е ч а н и е. Методика «Эталоны» разработана Л. Д. Венгером.
Развитие восприятия пространства.
Определяется степень развития пространственной ориентации. При выполнении
заданий выявляется сформированность у ребёнка категорий «высоко — низко», «далеко
— близко», «впереди — сзади», «прямо», «сбоку», «слева — справа».
Результат диагностики оценивается как высокий, если ребёнок демонстрирует
хорошее понимание предлогов на, в, под, слева, справа, сбоку, перед, сзади.
Развитие памяти.
Предлагаемые наборы слов и рисунков для запоминания лучше давать с
небольшим временным интервалом (или вовсе в разные дни) для того, чтобы не
11
произошёл эффект наложения одних стимулов на другие. Также можно использовать
различные наборы стимулов, приведённые в книге для исследования памяти ребёнка «на
входе» и «на выходе», т. е. в начале подготовки ребёнка к школе и при проверке
конечного результата подготовки.
Диагностируются следующие типы памяти:
слуховая — задания на запоминание слов на слух;
зрительная — задания на запоминание картинок;
наглядно-образная — задания на запоминание сюжетных картинок;
словесно-логическая — задания на пересказ прочитанного сюжета.
При анализе результатов учитывается способность ребёнка к запоминанию и
воспроизведению из 10 предложенных ему стимулов (картинок или слов). Нормой для
детей 5—6 лет является воспроизведение 5—6 слов (картинок) с первого раза. Объём
запоминания 8—10 стимулов оценивается как высокий, 5—7 стимулов — как средний,
ниже 5 стимулов — как низкий.
Процедура может повторяться до тех пор, пока ребёнок не воспроизведёт все слова
(картинки) правильно. Примерно через 20— 30 мин можно попросить ребёнка вспомнить
эти слова (картинки) ещё раз. При отсроченном воспроизведении (через 20—30 мин)
ребёнок должен воспроизвести 5—7 слов (картинок).
П р и м е ч а н и е. Тест «Послушай и перескажи» может использоваться как для
определения развития памяти, так и для выявления уровня понимания грамматических
конструкций.
Уровень развития внимания.
Определяется развитие объёма и устойчивости внимания. Ребёнок должен уметь
сосредоточиваться и удерживать внимание на задании в течение 4—5 мин.
При анализе результатов выполнения заданий учитывается количество ошибок.
При выполнении задания «Зачеркнуть фигуру» количество пропущенных или
неправильно зачёркнутых знаков не должно превышать трёх. В норме дети 5—6 лет могут
проработать безошибочно 4—5 мин.
При выполнении заданий более 10 мин и (или) при количестве ошибок более 10
задание считается невыполненным. Задания также позволяют анализировать развитие
волевой сферы. Дети с низкой произвольностью, у которых не сформирована волевая
сфера, вообще не принимают задание, постоянно отвлекаются, делают много ошибок уже
в начале работы, иногда начинают рисовать или раскрашивать фигурки.
Выполнение заданий позволяет выявить степень астеничности, утомляемости
детей. Слабые дети устают очень быстро и начинают делать много ошибок не через 4—5
мин, а уже через 2—3 мин. Таких детей следует отличать от детей с низкой волевой
готовностью. Астеничные дети сразу принимают задание и начинают правильно
зачёркивать фигуры, в то время как дети с низкой произвольностью допускают ошибки с
самого начала работы.
Успешность выполнения задания «Найди различия» (диагностика концентрации
внимания) в двух «одинаковых» картинках оценивается следующим образом:
· высокий результат — нахождение всех различий;
· выше среднего — 6 различий из 7; 8—9 различий из 10;
· средний результат — 5 различий из 7; 7 различий из 10.
Выполнение задания «Лабиринт» не должно превышать 1—1,5 мин. Если задание
выполняется более 2 мин или с ошибками, задание считается невыполненным. Во второй
части пособия заданию «Лабиринт» соответствует более сложный тест — «Перепутанные
линии», который более подходит возрасту и подготовке ребёнка. При выполнении задания
«Перепутанные линии» время выполнения задания не должно превышать 1—2 мин. При
выполнении задания более 5 мин и (или) при количестве ошибок более трёх задание
считается невыполненным.
Уровень развития мышления.
12
Проводится изучение степени сформированности словесно-логического мышления.
При этом выявляется:
· наличие у ребёнка умения составить связный рассказ по сюжету картинки. При
затруднениях педагог может помочь ребёнку, задавая наводящие вопросы;
· правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать
логике событий. При наличии неправильного выбора педагог должен спросить ребёнка,
почему он сделал такой выбор. Если ребёнок не может обосновать свой выбор, то задание
считается невыполненным и занятия с картинками прекращаются с тем, чтобы вернуться к
ним позже;
· наличие в речи ребёнка обобщающих слов. Кроме того, это задание служит
дополнительной проверкой словарного запаса ребёнка. Если среди слов, называемых
взрослым, встречаются слова, незнакомые ребёнку, педагогу необходимо объяснить их
значение;
· умение объединять изображённые на картинках предметы по основному признаку
(овощи, цветы, насекомые). Ребёнок должен уметь объяснить, чем лишний предмет
отличается от остальных. В случае ошибки педагог должен помочь ребёнку правильно
объединить предметы в группы и объяснить ему значение существенных признаков
предмета;
· умение ребёнка классифицировать предметы по определённому признаку (по
цвету, форме, качеству и другим признакам).
Развитие речи.
При выполнении заданий с помощью рабочей тетради выявляются следующие
особенности развития речи ребёнка:
· умение ребёнка выполнять словесные поручения. Если ребёнок затрудняется
выполнить задания, инструкция упрощается (например, «Разложи кубики на полу»);
· понимание ребёнком грамматической конструкции предложения;
· наличие в речи ребёнка глаголов, а также проверка словарного запаса и работа
над его пополнением в случае необходимости. Чем больше вариантов придумает ребёнок,
тем богаче его словарный запас, продуктивнее ассоциации и процессы понимания.
Педагогу следует также обратить внимание на те глаголы, которые подбирает ребёнок:
будут ли с их помощью обозначаться самые простые действия (лежит, стоит, кушает) или
более сложные;
· проверка наличия в речи ребёнка имён прилагательных, их процентного
соотношения с другими частями речи;
· развитие умения подбирать антонимы (слова с противоположным значением);
· правильность употребления ребёнком предлогов на, в, за, около, их правильное
согласование с существительными;
· умение изменять существительные по числам. При неправильных ответах (цветок
— много цветов) педагогу необходимо дать образец правильного ответа;
· умение ставить существительные в уменьшительно-ласкательную форму. При
неправильных ответах (кошка — маленькая кошка) педагогу необходимо ещё раз дать
образец правильного ответа;
· умение проводить фонематический анализ слова;
· правильность произношения звуков, чистота и качество звукопроизношения.
Ребёнок должен назвать предметы самостоятельно, так как повторение вслед за взрослым
не создаст представления о звукопроизношении: ребёнок будет специально стараться
говорить чётче. Предлагаемые для проверки звуки: [р], [л], [с], [з] и шипящие [ж], [ш], [ч].
Если в процессе выполнения ребёнком этого упражнения педагог заметит
неправильное звукопроизношение или замену одного звука другим, то в этом случае
целесообразно провести консультацию у логопеда.
13
2 раздел. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с психолого-педагогическим
направлением развития ребенка
Содержание программы разработано на основании Закона об образовании в
Российской
Федерации,
в
соответствии
с
федеральным
государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие
структурные единицы, представляющие определенные направления развития и
образования детей (далее - образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Вся деятельность строится в форме сотрудничества, дети становятся активными
участниками образовательного процесса. Учет качества усвоения программного
материала осуществляется внешним контролем со стороны воспитателя и нормативным
способом.
Количество и продолжительность занятий соответствует требованиям САНПиН
для дополнительного образования 2.4.4.3172-14.
Режим занятий
Подготовка детей к школе начинается с 1 сентября и длится по 30 мая на базе
МБДОУ «Детский сад № 13» города Каменска-Уральского.
Занятия проводятся с группой детей два раза в неделю (8 раз в месяц по 4 курсам).
Продолжительность занятий 25-30 минут.
2.1.1 Содержание образовательной работы
1 курс «Подготовка к обучению чтению и развитие речи» (1 занятие в неделю
продолжительностью 25-30 минут, всего 36 занятий за год) решает вопросы практической
подготовки детей к обучению чтению. Содержание курса направлено на общее развитие
ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения
русского языка. Оно ориентировано на решение следующих задач: на создание условий
для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное,
духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок
положительной мотивации учения в школе; практическую подготовку детей к обучению
чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на
доступном уровне навыков связной устной речи детей. Проводится обучение по развитию
свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми, развитию всех компонентов
устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной
стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах
деятельности, практическому овладению воспитанниками нормами русской речи.
2 курс «Подготовка к обучению письму» (1 занятие в две недели
продолжительностью 25-30 минут, всего 18 занятий за год). В течение этого времени
проводится обучение первоначальному письму с учётом психофизиологических
особенностей детей шестилетнего возраста. В ходе обучения вырабатывается правильная
осанка, наклонное расположение тетради на парте и умение держать карандаш и ручку
14
при письме и рисовании. Проводятся упражнения для развития глазомера, кисти руки и
мелких мышц пальцев.
3 курс «Математические ступеньки» (1 занятие в две недели
продолжительностью 25-30 минут, всего 18 занятий за год) направлен на развитие умений
проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его
существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойств
объекта. Делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность, уметь
использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
Подготовка к обучению чтению и развитие речи
Курс «Подготовка к обучению чтению» направлен на общее развитие детей,
посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Курс построен на идеях развивающего обучения с практической направленностью.
Совершенствование речи носит развивающий и воспитывающий характер. В процессе
обучения развиваются способности детей, осуществляется их социально-личностное,
познавательно-речевое,
художественно-эстетическое
развитие,
вырабатываются
определённые черты характера посредством формирования универсальных учебных
действий.
В основе подготовки лежат личностно-ориентированные и развивающие
технологии.
Цели курса: совершенствование и развитие связной речи, развитие лексической
стороны речи, совершенствование звуковой культуры речи, закрепление правильного
произношение звуков, упражнения в дифференциации звуков на слух, произнесение слов
согласно орфоэпическим нормам литературного языка, укрепление и развитие
артикуляции, развитие внимания и интереса к слову.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
-создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребёнка,
для создания предпосылок положительной мотивации учения к школе;
- практическая подготовка детей к обучению чтению,
-формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном
уровне навыков связной устной речи детей.
Ведущая деятельность: игровая, коммуникативная. Обучение носит практический
характер. Занятия строятся в занимательной игровой форме, что позволяет детям успешно
овладевать звуковым анализом, дифференцировать понятия «звук» и «буква», с интересом
наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.
Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребенка, на
основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться
потребность совершенствования речи.
Курс реализуется пособиями Н. А. Федосовой «От слова к букве. Часть 1», Н. А.
Федосовой «От слова к букве. Часть 2».
Содержание курса «Подготовка к обучению чтению»
Виды речи. Текст, предложение, слово - средства языка и речи, проводники
мыслей и чувств. Определение темы и цели высказывания с помощью вопросов типа: о
чём, о ком сообщается, спрашивается? Членение устных и письменных высказыванийтекстов на предложения, предложений на слова. Использование графических опор-схем
для анализа и восстановления предложений и текстов, состоящих из 3-4 предложений.
Слово, слог, ударение. Наблюдение над значениями слов и их звуковой структурой.
Зависимость изменения значения слова от изменения состава или порядка звуков. Деление
слов на слоги, слогов на звуки. Ударение в слове (выделение голосом, длительное и более
сильное произнесение одного из слогов в слове). Использование графических опор-схем
для слогового анализа слов, состоящих из 1-2 слогов. Упражнения в составлении слов из
15
слогов, в дополнении слогов до слова, подбор слов с разным количеством слогов, с
ударением на разных слогах.
Звуки и буквы. Звуки природы и звуки речи. Гласные и согласные звуки речи.
Различение на слух и при произношении гласных, согласных (твёрдых-мягких, звонкихглухих). Звуковая структура слова. Слогообразующая роль гласных. Ударные и
безударные слоги. Слого-звуковой анализ слов. Характеристика гласных и согласных
звуков. Соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей
его слого-звуковую структуру. Упражнения в установлении на слух места (начало,
середина, конец слова, порядковый номер слога) заданного звука, безударных гласных.
Буквы как значки звуков. Общее представление о печатных буквенных кодах. Буквы, не
обозначающие звуков: ь и ъ.
Дополнительный материал представлен:
а) игровыми упражнениями, способствующими произношению изучаемого звука
изолированно, в звукоподражательных упражнениях (как мычит корова? как кукует
кукушка?), «Назови звук».
б) играми:
• «Подскажи словечко», «Угадай слово» в которых дети учатся подбирать слова не
просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; в подсказанном слове
обязательно есть изучаемый звук, который ребенок должен произнести более чётко, чем
другие звуки.
• «Звуки поменялись местами», «Составь слово» способствующая развитию
фонематического слуха, пониманию смыслоразличительной функции звука (река-щека,
корка-норка).
• «Кто внимательный», закрепляющая умение различать твердые и мягкие
согласные.
• «Найди пару», «Повтори быстро и правильно» закрепляющие умение
интонационно произносить заданный звук.
в) стихами, в которых изучаемый звук встречается чаще, чем другие. Детям
предлагается послушать стихотворения и назвать слова с заданным звуком. Дети
упражняются в правильном произношении слов, у них развивается слуховое внимание.
Заучивание стихотворений способствует развитию слуховой памяти.
Подготовка к обучению письму
Одним из критериев подготовленности ребенка к школе является наличие у него
графических умений, необходимых предпосылок графических навыков.
Графический навык - это соблюдение общественно установленных норм
выполнения графических элементов, обеспечивающих правильность и легкость чтения
текста, способствующих удобству и скорости письма и отвечающих эстетическим
требованиям. Необходимость развития графических навыков дошкольников обусловлена
наличием взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем умственной
работоспособности, между степенью готовности к овладению графическими навыками и
школьной зрелостью, между качеством письма и успешностью всей учебной деятельности
школьников.
Таким образом, в условиях усложнения школьных программ, уменьшения времени,
отводимого на обучение детей письму, графические навыки помогут первокласснику
избежать многих проблем школьной дезадаптации.
Курс «Подготовка к обучению письму» направлен на общее развитие детей,
посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
В основе подготовки положен принцип игровой деятельности, обучение носит
практический характер.
16
Цели курса: развитие и совершенствование навыков работы с карандашом и
ручкой, выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и
умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании, способствование сохранению
и укреплению здоровья детей.
Ведущая деятельность: игровая, творческая, конструирование. Курс, реализуется
пособиями:Федосова Н. А. «Я готовлюсь к письму. Тетрадь 1. От рисунка к букве»,
Федосова Н. А. «Я готовлюсь к письму. Тетрадь 2. Мои первые буквы».
Содержание курса «Подготовка к обучению письму»
Подготовка к письму - рисование декоративных узоров разных форм. Составление
узоров из растительных форм, в ограниченном пространстве, моделирование из
предложенных элементов простейших конструкций.
Лепка разнообразных форм посуды, предметов мелкой пластики. Силуэтное вырезание.
Отрывная аппликация. Упражнения в развитии координации движений при выполнении
узоров, бордюров, состоящих из природных форм и основных элементов букв.
Конструирование – по образцу, по заданию, по условию, по замыслу с учетом
пространственного расположения частей и деталей.
Гигиенические требования – к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки.
Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице,
на рабочей строке; в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки.
Математические ступеньки
Курс «Математические ступеньки» направлен на общее развитие детей,
посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения математики.
Основная идея курса заключается в том, что развитие познавательных
способностей у детей будет более успешным, если в процесс работы с математическим
материалом систематически включать задания, направленные на развитие логического
мышления, пространственного воображения и речи ребёнка.
Развитие познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти,
мышления, внимания, речи – позволяет целенаправленно и систематически развивать
познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовки к
школе.
В основе подготовки положен практический метод, метод моделирования.
Цели курса: формирование начальных математических представлений и развитие
на их основе познавательных способностей.
Ведущая деятельность: игровая.
В содержании программы объединены три основные линии: арифметическая,
геометрическая и содержательно-логическая.
Курс реализуется пособием С. И. Волковой «Математические ступеньки»
Содержание раздела «Математические ступеньки»
Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и более
предметов (фигур) по размеру (больше – меньше, длиннее – короче, такой же по
длине,выше – ниже и т.д.), по форме (круглый, треугольный и т.д.), по цвету (одного и
того же цвета или разных цветов). Определение правила, по которому составлен
предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по
заданному правилу.
Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.
Подбор предметов по заданной длине. Построение (дополнение) ряда предметов,
геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу.
Сравнение предметов по массе.
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в
пространстве (справа, слева, в центре и т.д.).
17
Временные представления: раньше–позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни
недели. Отчёт дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их
последовательность. Неделя, месяц, год. Определение времени по часам (по часовой
стрелке). Простейшее сравнение времени.
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10. Счет предметов. Сравнение групп
предметов по количеству. Устная нумерация. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение
чисел десятка двумя способами. Основные характеристики последовательности чисел
натурального ряда. Счёт в прямом и обратном порядке. Порядковый счет, его отличия от
счета количественного. Моделирование цифр из плоскостных элементов. Десяток.
Равенство, его обозначение в математике. Сложение и вычитание чисел, смысл
арифметических операций, название иобозначение действий, знаки «+» и «-». Целое и
часть. Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.
Задача. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на
наглядный материал.Составление задачи по схематическому рисунку и схематического
рисунка по задаче.
Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник. Отличие
многоугольника от круга. Отрезок как сторона многоугольника. Продолжение ряда
геометрических фигур по заданному правилу.
Содержательно –логические задания представлены на более сложном
математическом материале на развитие:
- Внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий,
игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибку» и др.)
- Воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из
частей, преобразование одной фигуры в другую, подсчёт общего количества изображений
одной и той же фигуры на контурном рисунке, дополнение заданной фигуры до целого с
выбором нужных частей из нескольких предложенных);
- Памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного
арифметического и геометрического материала);
- Мышления (выделение существенных признаков объектов, выделение
закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение простейших
логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация
объектов, чисел, геометрических фигур).
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средств реализации Программы с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов.
2.2.1.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик
Важнейшие образовательные ориентиры:
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного
отношения детей к другим людям;
• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и
ответственности);
• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей педагогами реализуются следующие условия:
✓ проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль
взаимодействия с ним и с другими педагогами;
✓ создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления
эмпатии к другим людям;
18
✓ обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их,
вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
✓ обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление
позиции ребенка;
✓ обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим
убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
✓ обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на
достижение которых направлена деятельность педагога, и включать членов семьи в
совместное взаимодействие по достижению этих целей.
Роль педагога в организации психолого-педагогических условий:
1. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
2. Формирование доброжелательных, внимательных отношений.
3. Развитие самостоятельности.
4. Создание условий для развития познавательной деятельности.
Формы работы по подготовке детей к школе
Формы работы
Формы организации детей
Совместная
Групповые, подгрупповые, индивидуальные:
деятельность
- занятия
педагога с детьми - праздники
Самостоятельная Индивидуальные, подгрупповые:
деятельность
- работа в тетради
детей
- лепка, рисование.
Групповые, подгрупповые, индивидуальные
Совместная
- открытые занятия для родителей
деятельность с
- консультации
семьёй
- индивидуальные беседы
2.2.2.Способы и направления поддержки детской инициативы
✓ Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным
признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования
продукта.
✓ Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов
исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание,
совершенствование деталей и т.п.
✓ Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении
новым видам деятельности.
✓ Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность,
обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
✓ Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем
индивидуальным достижениям, которые есть у каждого
✓ Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами
✓ Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности
детей.
✓ При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
✓ Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц.
✓
Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.
Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной
деятельности детей по интересам
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1)
обеспечение эмоционального благополучия через:
19
− непосредственное общение с каждым ребенком;
− уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2)
поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
− создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности;
− создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и
мыслей;
− недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разных видах музыкально-ритмической деятельности;
3)
установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
− создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми,
в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным
общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе
ограниченные) возможности здоровья;
− развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать
конфликтные ситуации со сверстниками;
− развитие умения детей работать в группе сверстников;
4)
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и
более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной
деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
− создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
− организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи,
общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и
художественно-эстетического развития детей;
− поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового
времени и пространства;
− оценку индивидуального развития детей;
5)
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
развития ребенка, непосредственного вовлечения их в развивающую деятельность, в том
числе посредством создания совместных музыкальных номеров.
2.2.3. Особенности взаимодействия с семьями детей
По целевым установкам Программы можно выделить направления взаимодействия
с семьями воспитанников:
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает следующие подходы:
− родители рассматриваются, как важный фактор в улучшении перспектив
развития детей.
− родители не только не мешают и не препятствуют работе педагогов, а наоборот,
могут способствовать быстрым успехам, могут овладеть новыми навыками,
руководствуясь сильным желанием помочь своим детям.
− родители имеют право на информированность и обращение к педагогам
детского сада за советами с тем, чтобы эффективнее влиять на развитие своих детей.
− родители при соответствующих условиях могут быть субъектами организации,
планирования и развития деятельности танцевального коллектива.
Направления деятельности при взаимодействии с родителями:
− вовлечение родителей в планово – прогностическую, организационную,
аналитико – оценочную деятельность танцевального коллектива.
Принципы взаимодействия педагога и семьи:
− доверительные отношения – обеспечение веры родителей в профессиональную
компетентность, тактичность педагогов, их умение понять и помочь в решении проблем;
20
− подход к родителям как к активным субъектам процесса взаимодействия полноправные партнеры развития детей;
− единство в понимании педагогами и родителями ценностно-целевых
ориентиров, задач, условий, результата развития ребенка;
− помощь, поддержка, уважение и доверие к ребенку со стороны педагога и
родителей;
− личная заинтересованность родителей – изменение педагогической позиции
родителей, которая поможет правильно строить общение и совместную деятельность с
ребенком.
Формы работы с родителями:
− информационные стенды (наглядная агитация);
− папки – передвижки;
− консультации;
− буклеты;
− памятки;
− родительские собрания;
− индивидуальные и групповые беседы;
− анкетирование, тестирование.
Мероприятие
Организационное
родительское собрание
Индивидуальные
консультации по
результатам диагностики
Дата
сентябрь
сентябрь
Родительское собрание по
итогам обучения
По запросу,
не чаще 2
раз в год
Итоговое родительское
собрание
Май
Открытые занятия
В течение
года
Индивидуальные
консультации по
результатам диагностики
Распространение
информационных
материалов
Консультации
Задача
Ознакомление родителей с программой.
Цели и задачи программы
Знакомство родителей с результатами диагностики
Организация совместных усилий по достойному
образованию детей, анализ и демонстрация достижений
детей.
Познакомить с итогами года, перспективным планом на
следующий учебный год.
Творческие отчеты детского танцевального коллектива
перед родителями.
Знакомство родителей с результатами диагностики
Май
В течение
года
В течение
года
Повышения уровня компетенции родителей в вопросе
подготовки детей к школе.
По запросу родителей
2.2.4. Планирование образовательной деятельности (учебный план)
Программа рассчитана на 2 учебных года.
Занятия проводятся по 2 раза в неделю. Длительность занятий 30 минут.
№
1.
2.
3.
Название курса
Подготовка к обучению чтению и развитие
речи
Подготовка к обучению письму
Математические ступеньки
Всего:
21
Количество часов
1 год обучения
2 год обучения
36 ч
36 ч
18 ч
18 ч
72 ч
18 ч
18 ч
72 ч
3 раздел. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы
В целях рациональной организации образовательного процесса по дополнительной
общеразвивающей программе в Детском саду №13 и регулирования образовательной
нагрузки в течение учебного года разработано расписание занятий.
Занятие — основная форма организации образовательного процесса. На занятиях
по хореографии воспитанники под руководством педагога последовательно,
соответственно программе, приобретают теоретические знания и практические навыки, а
также усваивают элементы базовой культуры личности. На занятиях применяются
игровые технологии.
Формы работы: групповая, подгрупповая (10-12 человек) совместная
образовательная деятельность; индивидуальная самостоятельная образовательная
деятельность.
Режим непосредственной образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во
второй половине дня.
Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в течение всего
учебного года. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. В летний
период учебные занятия не проводятся. Детский сад работает в режиме пятидневной
рабочей недели.
Кадровое обеспечение. Педагогические работники, реализующие данную
Программу должны иметь высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы,
имеющие практические навыки в сфере организации деятельности детей, без
предъявления требований к стажу работы
3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания
1. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ Н. А.
Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. – М.:
Просвещение, 2012.
2. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для
педагогов / Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др.; науч. рук. Н. А. Федосова.
– М.: Просвещение, 2012.
3. Волкова С. И. Математические ступеньки. Пособие для детей 5-7 лет. – 3-е изд.,
доп. и испр. – М.: Просвещение, 2014. (Преемственность)
4. Рудик О. С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности.
Методические рекомендации - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 176 с.
5. Красильникова Л. В. Развитие речевой активности детей6-7 лет.
Учебнометодическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
6. Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. Ч.1 / Н. А.
Федосова. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 2014. – 111 с. (Преемственность). –
95 с.
7. Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. Ч.2 / Н. А.
Федосова. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 2014. – 111 с. (Преемственность).
8. Федосова Н. А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь 1. От рисунка к букве. – Гном и
Д, 2013 – 32 с.
9. Федосова Н. А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь 2. Мои первые буквы. – Гном и Д,
2013 – 32 с.
22
10. Карленок И. В. Секреты лепки из пластилина. Шаг за шагом. – Эксмо,2014. 8.
Удзенкова А.В. Колтыгина Л.С. Графемика.- Екатеринбург. – Литур, 2006 -128 с.
11. Астафьева Е. А. Играем, пишем, читаем. – Санкт-Петербург: ДетствоПресс,
2006.
12. Волина В.В. Праздник букваря. – Аст-Пресс, 1996. – 384 с.
13. Скворцова И. В. Логопедические игры. – Олма Медиа Групп, 2014. -128 с.
3.3. Календарно-тематический план образовательного процесса
3.3.1. Первый год обучения «Математические ступеньки»
№
Месяц
Тема, задачи
занятия
1
Сентябрь Знакомство с детьми. Ознакомление детей с пособием,
особенностями работы в нём. Уточнение
пространственных представлений (вверху, внизу,
между, слева, справа и др.)
2
Сентябрь Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру:
большой — маленький, больше — меньше
3
Октябрь
Сравнение предметов по размеру: высокий — низкий,
выше — ниже
4
Октябрь
Ориентация на плоскости: слева, справа
5
Ноябрь
Длина. Длиннее — короче
6
Ноябрь
Сравнение групп предметов по количеству: больше,
меньше, столько же
7
Декабрь
Закрепление пройденного материала
8
Декабрь
Круг. Многоугольники: треугольник, четырёхугольник
9
Январь
Прямоугольник. Квадрат
10
Февраль
Закрепление пройденного материала
11
Февраль
Сравнение групп предметов по количеству: позже,
раньше
12
Март
Сравнение объектов по массе: лёгкий — тяжёлый,
легче — тяжелее
13
Март
Закрепление пройденного материала
14
Апрель
Число и цифра 1. Понятия «один — много»
15
Апрель
Число и цифра 2. Понятие «пара»
16
Май
Число и цифра 3. Состав числа 3
17-18
Май
Повторение пройденного материала
Стр.
пособия
3
4—5
6—7
8
9
10—11
12
13
14—15
16—18
19
20—21
22—23
24—26
27—29
30—31
32—35
Первый год обучения «Подготовка к обучению чтению и развитие речи»
«От слова к букве. Часть 1»
№
занятия
Месяц
1
Сентябрь
2
Сентябрь
3
Сентябрь
4
сентябрь
Тема, задачи
Раздел «Осенние странички»
Развивать речь, умение анализировать предметы, сравнивать
предметы, выделять их общие признаки и различия; умение
слушать педагога, задавать вопросы.
Развивать речь, умение анализировать предметы, выделять
их общие признаки и различия, устанавливать аналогии.
Развивать речь, умение слушать педагога, задавать вопросы;
невербально общаться (мимика).
Развивать речь, строить речевое высказывание в устной
23
Страницы
пособия
4-5
6-7
8-9
10-11
5
Октябрь
6
Октябрь
7
Октябрь
форме; осуществлять действия по образцу и заданному
правилу, видеть свою ошибку и исправлять
Осенняя экскурсия.
Развивать речь, строить речевые высказывания в устной
форме; осуществлять действие по заданному правилу
Подведение итогов экскурсии.
Развивать речь, строить речевые высказывания в устной
форме; осуществлять действия по заданному правилу
Итоговое занятие (диагностика)
12
14-15
16
изучение динамики развития ребёнка
8
октябрь
Итоговое занятие (диагностика)
17
изучение динамики развития ребёнка
9-11
Ноябрь
12
Ноябрь
13
Декабрь
14
Декабрь
15
Декабрь
16
Декабрь
17
Январь
18
Январь
19
20-21
Январь
Февраль
22
Февраль
23
Февраль
24
Март
25
Март
26
27
28
29
Март
Март
Апрель
Апрель
30
Апрель
31
Апрель
Слушание РНС
Развивать речь, умение выделять общие признаки
предметов и их различия, устанавливать аналогии и
осуществлять классификацию
Праздник осени.
Раздел «Зимние странички»
Развивать речь, строить речевые высказывания в устной
форме
Развивать речь, составлять целое из частей; строить речевые
высказывания в устной форме
.
Развивать речь, составлять целое из частей; строить речевые
высказывания в устной форме
Экскурсия.
Развивать речь, умение выделять общие признаки
предметов и их различия, устанавливать аналогии
Подведение итогов экскурсии.
Развивать речь, умение слушать педагога, задавать вопросы;
внимательно слушать отвечающего
Развивать речь, умение слушать педагога, задавать вопросы;
внимательно слушать отвечающего
Развивать речь,умение слушать педагога, задавать вопросы
Проверь себя. Итоговое занятие.
18-19
20-21
22-23
24
15
26
27
27-28
изучение динамики развития ребёнка
Проверь себя. Итоговое занятие.
29
изучение динамики развития ребёнка
Зимний праздник
Развивать речь,умение слушать педагога, задавать вопросы
Раздел «Весенние странички»
Праздник 8 Марта.
Развивать речь,строить речевые высказывания в устной
форме
Развивать речь,строить речевые высказывания в устной
форме
Развивать речь,умение слушать педагога, задавать вопросы
Развивать речь,умение слушать педагога, задавать вопросы
Развивать речь,умение слушать педагога, задавать вопросы
Развивать речь, четко произносить все звуки, находить
заданный звук в слове
Развивать речь, четко произносить все звуки, находить
заданный звук в слове
Экскурсия
Развивать речь, четко произносить все звуки, находить
24
36-37
30-31
32-33
34-35
38-39
40
41-45
заданный звук в слове
Итоговое занятие. Проверь себя.
Май
32
46-47
изучение динамики развития ребёнка
33
Май
34
35-36
Май
Май
Праздник весны.
Развивать речь, четко произносить все звуки, находить
заданный звук в слове
Развивать речь,умение слушать педагога, задавать вопросы
Развивать речь,умение слушать педагога, задавать вопросы
48-51
52-55
56-59
Первый год обучения «Подготовка к обучению письму
«Я готовлюсь к письму. Тетрадь 1. От рисунка к букве»
Месяц
Тема, задачи
№
занятия
1-2
Сентябрь
3
Октябрь
4-5
Октябрь
Ноябрь
6-9
Ноябрь
Декабрь
Январь
10-13
Январь
Февраль
Март
14-16
Март
Апрель
17-18
Май
Месяц
Знакомство с контуром предмета. Раскрашивание
пространства около контура. Сравнение и
сопоставление формы предметов. Конструирование
предметов овальной формы.
Обведение контура предмета по нанесенным точкам.
Сравнение и сопоставление предметов.
Конструирование предметов.
Прямые и наклонные линии, полуовалы, овалы.
Нахождение предложенных форм в нарисованных
предметах. Конструирование предметов из
предложенных линий.
Контур предмета и раскрашивание его внутри. Линии,
образующие внутренний контур предмета.
Конструирование и украшение предмета.
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
23
Ноябрь
24
Декабрь
5-6
7-10
11-17
Обведение по контуру предметов в рабочей строке.
Рабочая строка. Надстрочные и подстрочные линии.
Работа в рабочей строке справа налево, вдоль строки.
Предварительное конструирование предметов, данных
в рабочих строках.
Работа в рабочей строке (дорисовывание недостающих
элементов предмета). Предварительное
конструирование предметов, данных в рабочих строках.
18-25
26-32
Повторение.
3.3.2. Второй год обучения «Математические ступеньки»
Тема, задачи
№
п/п
18
19
20
21
22
Страницы
пособия
1-4
Число и цифра 4. Состав числа 4
Число и цифра 0
Число и цифра 5. Состав числа 5
Понятие равенство. Знак «=»
Действие сложение. Конкретный смысл действия
сложение. Знак действия сложение «+»
Действие вычитание. Конкретный смысл действия
вычитание. Знак действия вычитание «—»
Повторение и закрепление пройденного материала
25
Страницы
пособия
36—39
40—41
42—44
45—46
47—48
49—50
51—60
25
26
27
28
29
3031
3235
Декабрь
Январь
Февраль
Февраль
Март
Март
Число и цифра 6
Число и цифра 7
Число и цифра 8
Число и цифра 9
Повторение и закрепление пройденного материала
Число 10. Особенности записи числа 10
61—62
63—65
66—67
68—71
72—73
74—77
Апрель
Май
Дополнительные задания (Задачи)
Диагностика
78—95
Второй год обучения. Подготовка к обучению чтению и развитие речи
«От слова к букве. Часть 2»
№
занятия
1
Месяц
Сентябрь
2
Сентябрь
3
Сентябрь
4
сентябрь
5
Октябрь
6
Октябрь
7
Октябрь
8
октябрь
9-11
Ноябрь
12
Ноябрь
13
Декабрь
Тема, задачи
Развивать речь, умение анализировать предметы, сравнивать
предметы, выделять их общие признаки и различия; умение
слушать педагога, задавать вопросы.
Развивать речь, умение анализировать предметы, выделять
их общие признаки и различия, устанавливать аналогии.
Развивать речь, умение слушать педагога, задавать вопросы;
невербально общаться (мимика).
Развивать речь, строить речевое высказывание в устной
форме; осуществлять действия по образцу и заданному
правилу, видеть свою ошибку и исправлять
Развивать речь, строить речевые высказывания в устной
форме; осуществлять действие по заданному правилу
Развивать речь, строить речевые высказывания в устной
форме; осуществлять действия по заданному правилу
выделять общие признаки предметов и их различия,
устанавливать аналогии; проводить классификацию;
строить речевые высказывания в устной форме
выделять общие признаки предметов и их различия,
устанавливать аналогии; проводить классификацию;
строить речевые высказывания в устной форме
Развивать речь, умение выделять общие признаки
предметов и их различия, устанавливать аналогии и
осуществлять классификацию
выделять общие признаки предметов и их различия,
устанавливать аналогии; проводить классификацию;
строить речевые высказывания в устной форме
Проверь себя.
Страницы
пособия
68-69, ч1
4-5, ч2
70-71, ч1
6-7, ч2
72-73, ч1
8-9, ч2
74-75, ч1
10-11, ч2
76-77, ч1
12, ч2
78-79, ч1
14-15, ч2
80-81, ч1
16-17, ч2
82-83, ч1
18-19, ч2
84-85, ч1
20-21, ч2
86-89, ч1
22-23, ч2
90-92, ч1
изучение динамики развития ребёнка
14
Декабрь
15
Декабрь
16
Декабрь
17
Январь
18
Январь
19
Январь
Развивать речь, составлять целое из частей; строить речевые
высказывания в устной форме
Развивать речь, составлять целое из частей; строить речевые
высказывания в устной форме
Развивать речь, умение выделять общие признаки
предметов и их различия, устанавливать аналогии
Подведение итогов экскурсии.
Развивать речь, умение слушать педагога, задавать вопросы;
внимательно слушать отвечающего
Развивать речь, умение слушать педагога, задавать вопросы;
внимательно слушать отвечающего
Развивать речь,умение слушать педагога, задавать вопросы
26
24-25, ч2
26-27
28-29
30-31
32-33
34-35
20-21
Февраль
22
Февраль
23
Февраль
24
Март
25
Март
26
27
28
29
Март
Март
Апрель
Апрель
30
Апрель
31
Апрель
32
Май
33
Май
34
35-36
Май
Май
Проверь себя. Итоговое занятие.
36-37
изучение динамики развития ребёнка
Проверь себя. Итоговое занятие.
38-39
изучение динамики развития ребёнка
Зимний праздник
Развивать речь,умение слушать педагога, задавать вопросы
Развивать речь,строить речевые высказывания в устной
форме
Развивать речь,строить речевые высказывания в устной
форме
Развивать речь,умение слушать педагога, задавать вопросы
Развивать речь,умение слушать педагога, задавать вопросы
Развивать речь,умение слушать педагога, задавать вопросы
Развивать речь, четко произносить все звуки, находить
заданный звук в слове
Развивать речь, четко произносить все звуки, находить
заданный звук в слове
Развивать речь, четко произносить все звуки, находить
заданный звук в слове
Итоговое занятие. Проверь себя.
40-41
42-43
44-45
46-47
48-49
50-51
52-53
54-55
56-57
58-59
изучение динамики развития ребёнка
Развивать речь, четко произносить все звуки, находить
заданный звук в слове
Развивать речь,умение слушать педагога, задавать вопросы
Развивать речь,умение слушать педагога, задавать вопросы
Второй год обучения Подготовка к обучению письму
«Я готовлюсь к письму. Тетрадь 2. Мои первые буквы»
Месяц
Тема, задачи
№
занятия
1
Сентябрь
2
Сентябрь
3
Октябрь
4
Октябрь
5
Ноябрь
6
7
Ноябрь
Декабрь
Буква А, Я
Знакомить ребенка с конфигурацией печатных букв
русского алфавита.
Буква О, Е
Учить вписывать в рабочую строку форму буквы,
соблюдая ее пропорции, писать буквы на равном
расстоянии друг от друга, начинать работу в начале
строки слева, соблюдать размеры строки.
Буква У.Ю
Учить вписывать в рабочую строку форму буквы,
соблюдая ее пропорции, писать буквы на равном
расстоянии друг от друга, начинать работу в начале
строки слева, соблюдать размеры строки.
Буква Э, Е
Учить вписывать в рабочую строку форму буквы,
соблюдая ее пропорции, писать буквы на равном
расстоянии друг от друга, начинать работу в начале
строки слева, соблюдать размеры строки.
Буква Ы, И
Знакомить ребенка с конфигурацией печатных букв
русского алфавита.
Буква М, Н
Буква Р, Л
27
60-61
62-65
66-67
Страницы
пособия
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Декабрь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Март
Март
Апрель
Апрель
17
18
Май
Май
Буква Г, К
Буква З, С
Буква Ж, Ш
Буква Д, Т
Буква Б, П
Буква В, Ф
Буква Й
Буква Ч, Щ
Буква Ц
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27
28-29
30
Буква Х
Буква Ъ
Учить вписывать в рабочую строку форму буквы,
соблюдая ее пропорции, писать буквы на равном
расстоянии друг от друга, начинать работу в начале
строки слева, соблюдать размеры строки.
31
32
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства музыкального зала. Она
сформирована для музыкального развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета
особенностей и коррекции недостатков их развития.
Соблюдаются следующие требования к развивающей предметно-пространственной
среде:
✓
Обеспечение максимальной реализации образовательного пространства
группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста
в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их
здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков из развития;
✓
Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и
взрослых, двигательной активности;
✓
Обеспечение реализации различных образовательных программ; учет
национально-культурных, климатических условий; учет возрастных особенностей детей.
Среда является содержательно-насыщенной обеспечивает:
- игровую, познавательную и творческую активность всех воспитанников с
доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
- эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
- возможность самовыражения детей.
Среда является трансформируемой и предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том
числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность среды:
- предполагает возможность разнообразного использования различных
составляющих предметной среды: дидактических игр, игрушек, картин, муляжей и т.д.;
- предполагает наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов,
пригодных для использования в разных видах детской активности(в том числе в качестве
предметов-заместителей в детской игре)
28
Вариативность предполагает наличие в группе для занятий разнообразных
материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и творческую
активность детей.
Среда является доступной:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов
- свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Среда является безопасной и предполагает соответствие всех элементов предметноразвивающей среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их
использования.
Курс
Материал
Математические ступеньки
• Наборное полотно.
• Набор геометрических фигур.
• Набор счетного материала.
• Набор цифр 0-10, знаков -, =, +, <, >.
• Цветные карандаши.
• Простые карандаши.
• Ножницы.
• Клей.
• Счетные палочки.
• Палочки Кюизенера.
• Мячик.
• Бубен.
• Игрушки: кукла, муляжи овощей и фруктов.
Подготовка к обучению чтению и
• Сюжетные картинки.
развитие речи
• Портреты писателей.
• Ножницы
• Клей
• Дидактические игры:«Подскажи словечко»,
«Угадай слово», «Звуки поменялись
местами», «Составь слово», «Кто
внимательный», «Найди пару», «Повтори
быстро и правильно».
• Простые карандаши.
• Цветные карандаши.
• Цветная бумага.
• Мячик, бубен.
Подготовка к обучению письму
• Простые карандаши.
• Цветные карандаши.
Индивидуальные рабочие тетради
• Н.А.Федосова «От слова к букве» в 2 частях
• С.И. Волкова «Математические ступеньки»
• Н.А.
Федосова
«Прописи
будущего
первоклассника»
• Н.А. Федосова «Я готовлюсь к письму»,
тетрадь №1 «От рисунка к букве»
29
3.5. Календарный план воспитательной работы по программе дополнительного
образования психолого-педагогической направленности для детей 5-7 лет
«Скоро в школу»
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Название
мероприятия,
события
Беседа «Скоро в
школу»
Чтение
рассказа
М.Горького
«Воробьишко»
Праздник осени
Чтение рассказа
К.Ушинского
«Четыре желания»
Стих А.С.Пушкина
«Вот север тучи
нагоняя…»
Зимний праздник
8.
Конструирование
цветов из бумаги.
Чтение рассказа
К.Ушинского
«Ласточка»
9.
Весенний праздник
7.
Цель
Сроки
проведения
Воспитывать желание получать новые
знания
Воспитывать интерес к художественной
литературе, способность сопереживать
героям рассказа, и доброжелательного
отношения к ним.
Создание благоприятной
эмоциональной атмосферы в группе,
чувства защищённости у каждого
воспитанника.
Воспитание умения коллективной
работы, внимательного отношения друг
к другу, взаимопомощи.
Воспитывать желание представить свой
игровой образ зрителям
Сентябрь
Воспитывать любовь к природе, интерес
к стихам А.С. Пушкина.
Январь
Воспитание умения коллективной
работы, внимательного отношения друг
к другу, взаимопомощи; любви к
природе.
Формировать у детей уважительное
отношение к членам своей семьи.
Воспитывать внимание и усидчивость,
воспитывать любовь к природе.
Февраль
Воспитание умения коллективной
работы, внимательного отношения друг
к другу, взаимопомощи.
Май
30
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Март
Апрель