Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13»
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
протокол №2 от 25.10.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
детским садом №13
от 26.10.2022 г. №173-ах
Татьяна
Владимировн
а Мальцева
Подписан цифровой подписью: Татьяна
Владимировна Мальцева
DN: O=Детский сад №13, CN=Татьяна
Владимировна Мальцева, E=dsadv13@mail.ru
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Расположение:
Дата: 2023.10.17 11:49:11+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 12.1.0
Программа
дополнительного образования
художественно-эстетической направленности
для детей 3-4 лет
«Ритмика для малышей»
(с учетом примерных требований к программам
дополнительного образования детей)
г. Каменск-Уральский
2022
1
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для
детей 3-4 лет «Ритмика для малышей». – Каменск-Уральский городской округ. – 2022 г.
Составитель: Зыкова Н.Н., музыкальный руководитель.
Программа обеспечивает вариативность образовательного маршрута в соответствии с
интересами и способностями воспитанников, направлена на удовлетворение конкретных
образовательных потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг.
Программа разработана с целью формирования у детей творческих способностей через
развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений, развитие исполнительских
способностей детей.
2
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития детей в возрасте 3-4 лет
1.2. Планируемые результаты как ориентиры освоения программы
4
4
5
5
7
2. Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с художественно-эстетическим
направлением развития ребенка
2.1.1. Содержание образовательной работы
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов
2.2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
2.2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
2.2.4. Планирование образовательной деятельности (учебный план)
9
9
13
13
14
15
16
3. Организационный раздел
3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы
3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания
3.3. Комплексно-тематический план образовательного процесса
3.3.1. Группа детей в возрасте 3-4 (Первый год обучения)
3.3.2. Группа детей в возрасте 4-5 (Второй год обучения)
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.5. Календарный план воспитательной работы по программе дополнительного
образования художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет «Основы
ритмики и хореографии»
3
17
17
18
19
28
37
39
1 раздел. Целевой
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для
детей 3-4 лет «Ритмика для малышей» (далее Программа), ориентирована на развитие музыкальноритмических и танцевальных движений у детей.
Программа вводит детей в большой и удивительный мир танцев, посредством игры знакомит с
некоторыми жанрами, видами, стилями.
Хореографическое искусство – массовое искусство, доступное всем. Благодаря
систематическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и
танцевальную культуру, а также развивают или открывают в себе танцевальные и музыкальные
способности. Дети приобретают знания не только в сфере танцевального искусства, но и в сфере
истории, культуры, музыки, этики. Занятия прививают ребёнку вкус в восприятии разных
направлений искусства. Занятия хореографией способствуют развитию общекультурного
кругозора, формируют нравственные ценности.
Цель: формирование у детей творческих способностей через развитие музыкальноритмических и танцевальных движений, развитие исполнительских способностей детей.
Задачи:
1. Развитие музыкальности:
− развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер,
понимать ее содержание;
− развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического,
гармонического, тембрового), чувства ритма;
− развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
− развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
− развитие ловкости, точности, координации движений;
− развитие гибкости и пластичности;
− воспитание выносливости, развитие силы;
− формирование правильной осанки, красивой походки;
− развитие умения ориентироваться в пространстве;
− обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
− развитие творческого воображения и фантазии;
− развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в
слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
− развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
− тренировка подвижности нервных процессов;
− развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
− воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
− воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и
культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ ;
4
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №
1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования”;
• Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844
«О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242
«О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ»);
• Устав Детского сада.
Проведенный в образовательном учреждении опрос родителей показал, что существует
потребность в организации дополнительной образовательной деятельности по ритмике и
хореографии.
Программа является компилятивной и составленной на основе:
− Программы О. В. Усовой «Театр танца», 2001;
− Методического пособия Е.Ю. Дрожжиной, М.Б. Снежковой «Обучение дошкольников
современным танцам», 2014 г.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения,
психологических особенностей детей.
В основу рабочей программы положен полихудожественный подход, основанный на
интеграции разных видов музыкально-ритмической деятельности:
- исполнительство;
- ритмика;
- музыкально-театрализованная деятельность.
Все это способствует сохранению целостности восприятия, позволяет оптимизировать и
активизировать музыкальное восприятие на основе духовно – нравственных и социокультурных
ценностей.
Музыкальный репертуар, сопровождающий процесс формирования у детей творческих
способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений, развитие
исполнительских способностей детей, формируется с использованием различных сборников, CDдисков и других электонных накопителей. Репертуар - является вариативным компонентом
программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом
реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования,
обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные
особенности. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей.
5
1.1.3. Значимые характеристики особенностей музыкального развития детей в возрасте 3-4 лет
Для успешной реализации Программы учитываются возрастные характеристики
воспитанников.
Возрастная
Возрастные особенности развития детей
группа
младшая группа
Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является
3-4 года
приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование
интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение
некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего,
формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной
отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает
музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и
вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем
дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у
детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой
аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие,
короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное.
Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии.
Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс
обучения организовывается так, чтобы он воздействовал на чувства и
интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на
использование игровых приёмов и доступного материала. Приобщение
детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической
деятельности, посредством доступных и интересных упражнений,
музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше
почувствовать и полюбить музыку.
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить
рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности,
предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на
музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети
становятся
активными
участниками
музыкально-образовательного
процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется
внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным
способом.
средняя группа
В музыкальной деятельности дети эмоционально откликаются на
4-5 лет
произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с
помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния
людей, животных.
Начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального
произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется
интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности.
Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с музыкальнохудожественной деятельностью, у мальчиков и девочек. Дети не только
эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, но и
увлеченно говорят о нем (о характере музыкальных образов и
повествования, средствах музыкальной выразительности), соотнося их с
жизненным опытом. Музыкальная память позволяет детям запоминать,
узнавать и даже называть любимые мелодии.
Развитию
исполнительской
деятельности
способствует
6
доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню,
станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте,
воспроизвести простой ритмический рисунок.). Дети делают первые
попытки творчества: создать танец, придумать игру в музыку,
импровизировать несложные ритмы марша или плясовой. На формирование
музыкального вкуса и интереса к музыкальной деятельности в целом
активно влияют установки взрослых.
1.2.
Планируемые результаты как ориентиры освоения Программы
Результатом реализации Программы следует считать:
К концу года дети трех лет знают:
• Правила исполнения движений в паре.
• Тему контрастов в музыке и движении.
• Простейшую терминологию «Азбуки танца».
• Правила поведения в танцевальном зале.
умеют:
• Откликаться на динамические оттенки в музыке и простейшие ритмические рисунки.
• Реагировать на музыкальное вступление (раздел «Этикет танца»).
• Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы раздела «Язык танца»: простой шаг
с вытянутым носком, прямой галоп, полуприседания, повороты.
• Свободно владеть платочком, фонариком, погремушкой.
• Давать характеристику музыкальному произведению,
• Хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков.
• Эмоционально передавать доступные для понимания образы (лисички, зайчика, лошадки,
кошки, котенка, мишки, мышки...)
• Овладеть репертуаром, предлагаемым для изучения по курсу (с помощью взрослого - по
показу).
К концу года дети четырех лет знают:
• Динамические оттенки в музыке.
• Несколько исходных положений для исполнения движений в паре (положение при
исполнении народного и бального танца).
• Особенности и применение трех видов поклона (в народном и бальном характерах, при
приветствии педагога).
• Правила исполнения движений в паре.
Умеют:
• Откликаться на ритмические рисунки (уметь воспроизвести их в хлопках, шлепках,
притопах)
• Делать поклон на музыкальное вступление, в соответствии с характером и темпом музыки.
• Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы и применять их в свободных
композициях, этюдах и играх.
• Свободно владеть атрибутами.
• Иметь навыки элементарных упражнений «партерной» гимнастики.
• Согласованно исполнять танцевальные движения в паре и коллективе.
• Самостоятельно исполнять предлагаемый для изучения по данному курсу репертуар.
Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в
образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», направлении «Музыка»
(Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ № 1115
от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.)
В Программе учтены аспекты развивающей среды для детей:
7
− предметно–пространственная развивающая образовательная среда (оборудованный зал для
занятий);
− условия для взаимодействия со взрослыми;
− условия для взаимодействия с другими детьми.
Критерии оценки освоения Программы (педагогический мониторинг (диагностика).
Проведение педагогической диагностики развития ребёнка необходимо для выявления
начального уровня развития его музыкальных и хореографических способностей, состояния
эмоциональной сферы, проектирования индивидуальной работы и оценки эффекта педагогического
воздействия.
Чтобы правильно организовать процесс развития ритмических способностей детей, нужно знать
их уровень. Диагностирование проводится в начале учебного года (1 - 15 сентября) и в конце (15 - 31
мая). Специальных занятий с целью диагностики проводить не нужно. Этот процесс должен проходить
в естественных для детей условиях - на занятиях.
Цель диагностики: выявление уровня развития музыкально-ритмических способностей ребёнка
(начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движений под музыку в условиях
выполнения обычных заданий на занятиях, соответственно тематическому планированию.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
• 1 балл – требуется внимание специалистов (ребенок не может выполнить все параметры
оценки, помощь взрослого не принимает);
• 2 балла – низкий (ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,
требуется корректирующая работа педагога);
• 3 балла – средний уровень/норма (ребенок выполняет все параметры оценки с частичной
помощью взрослого);
• 4 балла – высокий уровень/выше нормы (ребенок выполняет самостоятельно и с частичной
помощью взрослого все параметры оценки);
• 5 баллов – высокий уровень/опережающее развитие (ребенок выполняет все параметры
оценки самостоятельно).
Критерии оценивания детей 3-4 лет
Различает
динамические
оттенки и темп
иузыки.
№
Ф.И.О.
п/п
ребенка
1.
2.
3.
4.
5…
Итоговый показатель по
группе (среднее значение)
Сент
Май
Может ритмично
двигаться но характеру музыки,
испытывает
эмоциональное
удовольствие
Сент
8
Май
Умеет выполнять
танцевальные движения
Сент
Май
Итоговый показатель
по каждому ребенку
(среднее значение)
Сент
Май
2 раздел. Содержательный
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с художественно-эстетическим
направлением развития ребенка
Особенностью Программы является взаимосвязь различных видов деятельности: речевой,
музыкальной, танцевальной, творческо-игровой.
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное
сочетание и смену видов указанной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить
активность ребенка при занятии указанными видами деятельности.
Содержание работы:
− ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных
впечатлений;
− развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим
ритмичности движений;
− обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения,
наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и
временных ориентировок;
− обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и
упражнения;
− развитие художественно-творческих способностей;
− развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального
вкуса;
− развитие способности активизации ребёнка, стремлению к достижению самостоятельно
поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
− развитие способности к музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации.
Вся деятельность строится в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками
образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется
внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом.
Количество и продолжительность занятий соответствует требованиям САНПиН для
дополнительного образования 2.4.4.3172-14.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут.
2.1.1 Содержание образовательной работы
Содержание образовательной работы по музыкально-ритмической деятельности детей
3-4 лет.
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоцио- нальны.
Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные
особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище),
протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на
9
двигательных
возможностях.
Движения
малышей
еще
недостаточноточные
и
координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие
двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер.
Приоритетные задачи: воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;
развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и
темпоритмом музыки; обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно
использовать выразительные движения в соответствии с музыкально -игровым образом.
Основное содержание
Развитие музыкальности:
• воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под
музыку со сверстниками, педагогами и родителями;
• обогащение слушательского опыта — узнавание знакомых плясовых, маршевых
мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение это в
эмоциях, движениях;
• развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение (контрастное: веселое — грустное, шаловливое — спокойное и т.д.);
• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп
(умеренно-быстрый — умеренно-медленный), динамику (громко — тихо), регистр (высоко —
низко), ритм (сильную долю — как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 2-3частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя пе- речисленные
ниже виды движений.
Основные:
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад
(спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках;
бег — легкий, ритмичный, пптички", "ручейки"и т.д.);
прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп —
"лошадки", подскоки (4-й год жизни);
общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный ха- рактер,
способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность), которые даются,
как правило, на основе игрового образа;
имитационные движения — разнообразные образно-игровые движения, рас- крывающие
понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса,
усталая старушка и т.д.);
плясовые движения — простейшие элементы народных плясок, доступных по
координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой,
"выбрасывание" ног и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить
свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.
4. Развитие творческих способностей:
• воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую
музыку;
• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные дви- жения для
выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными
плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
10
• развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой — разви- тие
слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную
реакцию;
• развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, и
т.д., т.е.. контрастные по характеру настроения, например: "Зайчик испугался", "Мишка
радуется меду" и др.;
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять
движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным),
формой (двухчастной) и ритмом музыки;
• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — умение выполнять
упражнения 1-го уровня сложности (см. прил. 2) от начала до конца, не отвлекаясь — по показу
взрослого или старшего ребенка.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние об- раза,
переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике (контрастные эмоции,
например, "грустный Чебурашка" — "веселый Чебурашка" и др.);
• воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства
такта и культурных привычек в процессе группового обшения с детьми и взрослыми:
пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем
проводить ее на место.
Показатели развития. Важнейшим показателем уровня музыкально-ритми- ческого развития
ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу дви- жения под музыку,
выразительность движений и умение передавать в пластике ха- рактер музыки, игровой образ.
При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте
встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность,
музыкальность.
Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального
произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и дви- гательного развития ребенка.
Содержание образовательной работы по музыкально-ритмической деятельности детей 4
– 5 лет.
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по
координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков му- зыкального
образа, средств музыкальной выразительности.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также
воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.
Основное содержание
• Развитие музыкальности:
• воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под
музыку в свободных играх;
• обогащение слушательского опыта — включение разнообразных произведений для
ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных
произведений изобразительного характера композиторов-классиков, (например, из "Детского
альбома" П.Чайковского: "Баба Яга", "Новая куют", "Марш деревянных солдатиков" или из
"Бирюлек" М.Майкапара: "Мотылек", "В садике "и др.);
• развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, раз- личные
оттенки настроения (веселое— грустное, шаловливое — спокойное, радостное, торжественное,
шуточное, беспокойное и т.д.);
11
• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: теми
(умеренно быстрый — умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно
громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); мстроритм
(сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных);
различать 2-3-частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;
• развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и
выражать это самостоятельно в соотвествуюших движениях и в слове.
1.
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные:
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад
(спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на
четвереньках;
бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки1", "птички", "ручейки"
и т.д.), широкий ("волк"), острый (бежим по "'горячему песку");
прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп "лошадки", легкие поскоки;
обще развивающие упражнения на различные группы мышц и различный ха- рактер,
способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на
гибкость, плавность движений;
имитационные движения - разнообразные образно-игровые движения, рас- крывающие
понятный детям образ, настроение или состояние ("веселый" или "трусливый зайчик", "хитрая
лиса", "усталая старушка", "бравый солдат" и т.д.). Уметь передавать динамику настроения,
например, "обида --прощение — радость";
плясовые движения — элементы народных плясок, доступных по координации -например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой,
"выбрасывание" ног, полуприседания и полуприсядка для мальчиков и др. Упражнения,
включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные и симметричные).
2. Развитие умений ориентироваться в пространстстве: самостоятельно находить
свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться
в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
3. Развитие творческих способностей:
• воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
• формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях,
под другую музыку;
• развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные
движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
• развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе смузыкой
— развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и
двигательную реакцию;
• развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх,
удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например: "Кошка
обиделась", "Девочка удивляется» и др.;
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движе- ния в
различных темпах и ритмах;
• развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слу- ховой,
зрительной, двигательной), мышления, речи — в умении выразить свое восприятие в
движениях, а также в рисунках и в словесном описании.
12
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ,
настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
• формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении, если
кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время
движения);
• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших
впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем прово- дить се на место,
извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Показателем уровня развития является не только выразительность и непос- редственность
движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами
музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению
композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей и интересов
2.2.1.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Важнейшие образовательные ориентиры:
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей
к другим людям;
• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей педагогами реализуются следующие условия:
✓ проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль
взаимодействия с ним и с другими педагогами;
✓ создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим
людям;
✓ обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать
общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
✓ обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции
ребенка;
✓ обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и
ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
✓ обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение
которых направлена деятельность педагогов, и включать членов семьи в совместное взаимодействие
по достижению этих целей.
Роль педагога в организации психолого-педагогических условий:
1. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
2. Формирование доброжелательных, внимательных отношений.
3. Развитие самостоятельности.
4. Создание условий для развития свободной игровой деятельности
5. Создание условий для развития познавательной деятельности.
6. Создание условий для развития проектной деятельности.
7. Создание условий для самовыражения средствами искусства.
13
8. Создание условий для физического развития.
Формы работы по музыкально-ритмическому развитию
Формы работы
Формы организации детей
Групповые, подгрупповые, индивидуальные:
Совместная деятельность
- занятия
педагога с детьми
- праздники
Индивидуальные, подгрупповые:
Самостоятельная
- импровизация движений по музыку
деятельность детей
- игры «концерт», «спектакль», «музыкальные занятия»
Групповые, подгрупповые, индивидуальные
Совместная деятельность с - открытые занятия для родителей
семьёй
- посещение концертов детских танцевальных коллективов
- участие в праздничных мероприятиях
2.2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы
Самостоятельная танцевальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий
характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является
начальным проявлением самообучения.
Деятельность педагога по поддержке детской инициативы с детьми 5-7 лет:
− Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием
его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
− Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления
работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и
т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам
деятельности.
− Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая
уважение и признание взрослых и сверстников.
− Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным
достижениям, которые есть у каждого.
− Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
− Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
− При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
− Привлекать детей к планированию жизни коллектива на день, неделю, месяц. Учитывать и
реализовывать их пожелания и предложения.
− Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной
деятельности детей по интересам.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей
специфике дошкольного возраста, предполагают:
1)
обеспечение эмоционального благополучия через:
− непосредственное общение с каждым ребенком;
− уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2)
поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
− создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности;
− создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
− недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в
разных видах музыкально-ритмической деятельности;
14
3)
установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
− создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том
числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным
слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
− развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками;
− развитие умения детей работать в группе сверстников;
4)
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень
развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными
сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона
ближайшего развития каждого ребенка), через:
− создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
− организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения,
воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического
развития детей;
− поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства;
− оценку индивидуального развития детей;
5)
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам развития
ребенка, непосредственного вовлечения их в развивающую деятельность, в том числе посредством
создания совместных музыкальных номеров.
2.2.3. Особенности взаимодействия с семьями детей
По целевым установкам Программы можно выделить направления взаимодействия с семьями
воспитанников:
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает следующие подходы:
− родители рассматриваются, как важный фактор в улучшении перспектив развития детей.
− родители не только не мешают и не препятствуют работе педагогов, а наоборот, могут
способствовать быстрым успехам, могут овладеть новыми навыками, руководствуясь сильным
желанием помочь своим детям.
− родители имеют право на информированность и обращение к педагогам детского сада за
советами с тем, чтобы эффективнее влиять на развитие своих детей.
− родители при соответствующих условиях могут быть субъектами организации,
планирования и развития деятельности танцевального коллектива.
Направления деятельности при взаимодействии с родителями:
− вовлечение родителей в планово – прогностическую, организационную, аналитико –
оценочную деятельность танцевального коллектива.
Принципы взаимодействия педагога и семьи:
− доверительные отношения – обеспечение веры родителей в профессиональную
компетентность, тактичность педагогов, их умение понять и помочь в решении проблем;
− подход к родителям как к активным субъектам процесса взаимодействия - полноправные
партнеры развития детей;
− единство в понимании педагогами и родителями ценностно-целевых ориентиров, задач,
условий, результата развития ребенка;
− помощь, поддержка, уважение и доверие к ребенку со стороны педагога и родителей;
− личная заинтересованность родителей – изменение педагогической позиции родителей,
которая поможет правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком.
15
Формы работы с родителями:
− информационные стенды (наглядная агитация);
− папки – передвижки;
− консультации;
− буклеты;
− памятки;
− родительские собрания;
− индивидуальные и групповые беседы;
− анкетирование, тестирование.
Мероприятие
Дата
Задача
Организационное
родительское собрание
сентябрь
Ознакомление родителей с работой танцевального
коллектива. Цели и задачи, форма одежды.
Анкетирование родителей
Родительское собрание по
итогам обучения
сентябрь
По запросу, не чаще
2 раз в год
Итоговое родительское
собрание
Открытые занятия,
концерты
Май
В течение года
Выявление уровня осведомленности родителей о
музыкально-ритмическом развитии, потребности в нем.
Организация совместных усилий по достойному
образованию детей, анализ и демонстрация достижений
детей.
Познакомить с итогами года, перспективным планом на
следующий учебный год.
Творческие отчеты детского танцевального коллектива
перед родителями.
Выявление уровня удовлетворенности образовательным
процессом
Анкетирование родителей
Май
Распространение
информационных
материалов
В течение года
Консультации
В течение года
По запросу родителей
В течение года
Сплочение коллектива
В течение года
Способствовать укреплению сотрудничества между
семьёй и танцевальным коллективом
Участие в совместных
праздниках, выступлениях
и конкурсах
Привлечение родителей к
изготовлению костюмов к
музыкальным
композициям
1. Успехи детей
2. Предстоящие мероприятия
2.2.4. Планирование образовательной деятельности (учебный план)
Программа рассчитана на 2 учебных года.
Занятия проводятся по 2 раза в неделю. Длительность занятий 30 минут.
№
1.
2.
Возраст детей
Дети в возрасте
3 лет
Дети в возрасте
4 лет
Количество занятий
в неделю
в месяц
в год
Продолжительность занятий
2
8
72
15-20 минут
2
8
72
20-25 минут
16
3 раздел. Организационный
3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы
В целях рациональной организации образовательного процесса по дополнительной
общеразвивающей программе в Детском саду №13 и регулирования образовательной нагрузки в
течение учебного года разработано расписание занятий.
Занятие — основная форма организации образовательного процесса. На занятиях по
хореографии воспитанники под руководством педагога последовательно, соответственно программе,
приобретают теоретические знания и практические навыки, а также усваивают элементы базовой
культуры личности. На занятиях применяются игровые технологии.
Формы работы: групповая, подгрупповая (10-12 человек) совместная образовательная
деятельность; индивидуальная самостоятельная образовательная деятельность.
Режим непосредственной образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во второй половине
дня.
Дополнительные занятия в зависимости от возраста детей проводятся: от 3 лет до 5 лет - 2 раза
в неделю продолжительностью не более 20 минут.
Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в течение всего учебного года.
Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. В летний период учебные занятия не
проводятся. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели.
Кадровое обеспечение. Педагогические работники, реализующие данную Программу должны
иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области,
соответствующей профилю программы, имеющие практические навыки в сфере организации
деятельности детей, без предъявления требований к стажу работы
3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания
1. Программа «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина, 2006.
2. «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова М., 2014.
3. Программа «Театр танца» О.В. Усова, Екатеринбург, 2001.
4. Арсеневская О.Н. Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности.
Приключения в Здравгороде. Цикл познавательно-музыкальных занятий с детьми 5-7 лет. Волгоград :
Учитель, 2015.
5. Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, зарядка для
глаз, пальчиковые игры, физкультминутки. Волгоград : Учитель, 2015
6. Дрожжина Е. Ю. Обучение дошкольников современным танцам. Методическое пособие.
М.: Центр педагогического образования, 2014.
7. Зарецкая Н. В. Танцы для детей младшего дошкольного возраста /Составитель Н. В.
Зарецкая М: Айрис – пресс, 2007.
8. Исханова С.В. Пальчиковые превращения. Ростов н/Д: Феникс, 2014.
9. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей (3-4 года) / М. Ю. Картушина М:
Творческий центр «Сфера», 2005.
10. Кшенникова Н.Г. Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности
старших дошкольников. Волгоград : Учитель, 2015.
17
11. Михайлова М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения /Составители М. А.
Михайлова, Н. В. Воронина М: Академия развития, 2000.
3.3. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса
Комплексно-тематическое планирование для детей 3-4 года
Месяц
Тема
Количество занятий
Сентябрь
«Я и мои друзья»
4
Октябрь
«Осень»
4
Ноябрь
«Танцевальная мозаика»
4
Декабрь
«Новый год»
4
Январь
«В мире животных»
4
Февраль
«Я и моя семья»
4
Март
«Весенняя капель»
4
Апрель
«Я и мои игрушки»
4
Май
«Летние зарисовки»
4
Итого
36
Комплексно-тематическое планирование для детей 4-5 лет
Месяц
Тема
Количество занятий
Сентябрь
«Я и мои друзья»
4
Октябрь
«Осень»
4
Ноябрь
«Танцевальная мозаика»
4
Декабрь
«Новый год»
4
Январь
«В мире животных»
4
Февраль
«Я и моя семья»
4
Март
«Весенняя капель»
4
18
Апрель
«Я и мои игрушки»
4
Май
«Летние зарисовки»
4
Итого
36
3.3.1. Группа детей в возрасте 3-4 лет (Первый год обучения)
1. Основные правила
поведения в
музыкальном зале.
2. Этюд «Деревце»
3. Игра «Найди своё
место»
Понятие-точки зала. Разминка
на месте, перестроение в
шеренгу и колонну по
команде, простой шаг в
разном темпе и характере.
3 неделя (5-6 занятие)
2 неделя (3-4 занятие)
1
неделя (1-2 занятие)
Ход занятия
Сентябрь
Основные движения и шаги
1. Танец «Гуляемпляшем»
3.Игра-движение
«Пальчики-ручки»
1.Танец «Гуляемпляшем»
2. Упражнение:
Понятие-точки зала. Разминка
на месте, простой шаг в
разном темпе и характере,
шаг с носка, смена движений
в соответствии с
динамическими оттенками
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
простой шаг в разном темпе и
характере, шаг с носка, шаг со
скошенной стопой
«Мишка идёт по
лесу»
19
Задачи
-поддерживать
интерес детей к
движению под
музыку;
-самостоятельно
находить свой
«домик» в зале;
-формировать навык
перестроения в
пространстве зала;
-развитие
музыкальности;
-передавать
настроение музыки
-умение передавать в
движении
музыкальные образы
различные
динамические
оттенки музыки.
2.Игра-движение
«Птичка-невеличка»
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
простой шаг в разном темпе и
характере, прыжки на двух
ногах, выставление ноги на
каблук, притоп
4
неделя(7-8 занятие)
1.Упражнение
«Ножка здесь-ножки
нет»
20
Октябрь
Ход занятия
1. Танец «Мишка
с куклой»
2. Упражнение
Основные движения и шаги
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
ходьба бодрая, спокойная, на
полупальцах, притопы, хлопки
с в ладоши
осенними листьями
1.Игра « Птичканевеличка»
2.Танец «Мишка
с куклой»
1. Уражнение
с осенними листьями
2.Танец «Мишка с
куклой»
1.Упражнение
«Пяточки-носочки»
2.Игра « Птичканевеличка»
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
спокойная, на полупальцах,
притопы, хлопки в ладоши
перестроения: в шеренгу и
колонну
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
спокойная, на полупальцах,
притопы, хлопки в ладоши
перестроения: в шеренгу и
колонну
Разминка на месте, ходьба на
носочках, на пяточках, прыжки
на двух ногах, перестроения: в
шеренгу и колонну.
8
неделя(15-16 занятие) 7 неделя (13-14 занятие) 6 неделя (11-12 занятие) 5 неделя (9-10 занятие)
Дата
21
Задачи
-продолжать
поддерживать
интерес детей к
движению под
музыку;
-формировать навык
перестроения в
пространстве зала;
-развитие
музыкальности;
-передавать
настроение музыки
-умение
передавать в
движении
музыкальные
образы
различные
динамические
оттенки музыки.
Ноябрь
12 неделя(23-24 занятие)
11неделя (21-22 занятие)
10неделя (19-20
занятие)
9 неделя (17-18 занятие)
Дата
Ход занятия
1. Русский танец
«Берёзка с
платочком»
Основные движения и шаги
Разминка на месте, шаг с носка,
ходьба на носочках, ходьба
бодрая, спокойная, поднимание
и опускание рук
2. Упражнение
«Шаг с носка»
1. Русский танец
«Берёзка с платочком»
2.Упражнение с
платочками
1. Танец
«Гуляем-пляшем
2. Уражнение
«Погремушка»
1 Танцевальная
миниатюра «Мой
платочек»
2. Игра-движение
«Разноцветные
платочки»
Разминка на месте, шаг с носка,
ходьба на носочках, ходьба
бодрая, спокойная, поднимание
и опускание рук
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
шаг с носка, ходьба на
носочках, ходьба бодрая,
спокойная, поднимание и
опускание рук.
Положение рук «полочка»
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
шаг с носка, ходьба на
носочках, ходьба бодрая,
спокойная, движения с
предметами (с платочком) –
медленно поднимаем,
опускаем, машем.
3. Танец «Берёзка»
22
Задачи
-отработать разные
видя ходьбы;
-движения с
предметом (с
платочком);
-чувства ритма,
координации
движений, памяти и
внимания;
-умения
переключаться от
одного движения к
другому;
-развивать
выразительность
движений;
-учить
прислушиваться к
музыке, отмечать
сильную долю.
Декабрь
еделя (31-32 занятие)
15 неделя (29-30
занятие)
14 неделя (2728занятие)
13 неделя (25-26
занятие)
Дата
Ход занятия
1. Танец снежинок.
2.Композиция
«Снежки»»
1.Танец снежинок.
3. Игра-движение
«Зайчики»
1.Танец
«Карамельных
зайчиков и
шоколадных
мишек».
Основные движения и шаги
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
бег легкий «бабочки», прыжки,
движения в парах
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
бег легкий «бабочки», прыжки
на двух ногах, движения в
парах
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
бег легкий «бабочки», прыжки
на двух ногах, шаг со
скошенной стопой, движения в
парах
3.Игра-движение
«Медвежата»
1.Танцевальная
миниатюра «Снежки»
2.Танец «Карамельных
зайчиков и шоколадных
мишек».
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
бег легкий «бабочки», прыжки
на двух ногах, движения в
парах
23
Задачи
-развитие
выразительности
движений,
-развитие
координации;
-памяти, внимания,
быстроты реакции;
-имитация движений
в соответствии с
музыкой и
выбранным образом.
Январь
20 неделя (39-40 занятие)
19 неделя (37-38 занятие)
18 неделя (35-36
занятие)
17 неделя (33- 34 занятие)
Дата
Ход занятия
1. Танец
«Поссорились,
подружились»
Основные движения и шаги
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
бег легкий, прыжковые
движения, движения в парах,
движения с предметами (лента)
2. Композиция
«Плавные ленты»
1.Танец
«Поссорились,
подружились»
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
бег легкий, прыжковые
движения, движения в парах.
2. Игра «Зайки
идут в гости»
1.Танец «Мишка
с куклой»
2.Композиция
«Быстрые ленты»
1.Танец
«Поссорились,
подружились»
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
бег легкий, прыжковые
движения, движения в парах,
движения с предметами (лента),
притопы, хлопки.
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
бег легкий, быстрый, притопы,
движения в парах
2.Игра-движение
«Догони, мишка!»
24
Задачи
-развитие
выразительности
движений,
-развитие
координации;
-памяти, внимания,
быстроты реакции;
-имитация
движений в
соответствии с
музыкой и
выбранным
образом.
Февраль
Ход занятия
1.Танец «Ну и до
свиданья!»
2.Игра «Весёлый
зайка, грустный
мишка»
1.Танец «Ну и до
свиданья!»
23 неделя (45-46 занятие)
2.Упражнение с
султанчиками
1. Танец
24 неделя (47-48 занятие)
22 неделя (43-44
занятие)
21неделя (41-42
занятие)
Дата
1. Игра-движение
«Карамельные
зайчата и
шоколадные
мишки»
Основные движения и шаги
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
ходьба бодрая, прыжки,
движения в парах.
Переход к другому партнёру
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
ходьба бодрая, прыжки,
движения в парах.
Переход к другому партнёру.
Поднимаем, опускаем
султанчики, машем перед
собой
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
ходьба бодрая, прыжки,
движения в парах.
Поднимаем, опускаем
султанчики, машем перед
собой
Упражнение с
султанчиками
«Снеговик растаял»
2. Танец «Ну и о
свиданья!»
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
ходьба бодрая, прыжки,
движения в парах.
Переход к другому партнёру.
Поднимаем, опускаем
султанчики, машем перед
собой. Расслабляем мышцы
тела
25
Задачи
-развитие
выразительности
движений,
-развитие
координации;
-памяти, внимания,
быстроты реакции;
-имитация
движений в
соответствии
с музыкой и
выбранным
образом.
-воспитывать
интерес к
музыкальноритмической
деятельности.
Март
Дата
25 неделя (49-50
занятие)
1. Танец
28 неделя (55-56 занятие)
27 неделя (53-54
занятие)
1. Танец
26 неделя (51-52
занятие)
Ход занятия
«Лявониха»
Основные движения и шаги
Разминка на месте, простая
ходьба, ориентация в
помещении
2. Танец-игра «Найди
себе пару»
«Лявониха»
Разминка на месте, простая
ходьба, ориентация в
помещении, перекат с одной
ноги на другую
2. Упражнение «Тик-
так»
1.Танец «Мишка с
куклой»
2.Игра «Снеговик
растаял»
1. Упражнение «Тик-
так»
Разминка на месте, простая
ходьба, притопы, хлопки
Расслабление мышц тела.
Разминка на месте, простая
ходьба, ориентация в
помещении, перекат с одной
ноги на другую
2. Танец «Лявониха»
26
Задачи
-развитие
выразительности
движений,
-развитие
координации;
-памяти, внимания,
быстроты реакции;
- умения
ориентироваться в
помещении
-имитация
движений в
соответствии
с музыкой и
выбранным
образом.
-воспитывать
интерес к
музыкальноритмической
деятельности.
32 неделя (63-64 занятие)
31неделя (61-62
занятие)
30 неделя (59-60 занятие)
29 неделя (57-58
занятие)
Дата
Ход занятия
1. Упражнение
“Бабочка»
Апрель
Основные движения и
шаги
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
легкий бег по одному и парами,
шаги в соответствии с текстом
2. Танец
«Детский бальный» (шаг
назад, шаг вперёд)
Разминка на месте,
общеразвивающие
1. Танец
упражнения, легкий бег по
«Детский бальный»
2.Упражнение «Бабочка» одному и парами, шаги в
соответствии с текстом
1. Танец «Лявониха»
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
шаг с носка, притопы.
2. Упражнение:
«Притопы»
1. Упражнение
“Бабочка»
2. Танец
Разминка на месте,
общеразвивающие
упражнения, легкий бег по
одному и парами, шаги в
соответствии с текстом
«Детский бальный» (шаг
назад, шаг вперёд)
27
Задачи
-развитие
выразительности
движений,
-развитие
координации;
-памяти, внимания,
быстроты реакции;
- умения
ориентироваться в
помещении
-имитация
движений в
соответствии
с музыкой и
выбранным
образом,
-выполнять
движения в
соответствии
с текстом.
-воспитывать интерес
к музыкальноритмической
деятельности.
Май
36 неделя (71-72 занятие)
35 неделя (69-70 занятие)
34 неделя (67-68
занятие)
33 неделя (65-66
занятие)
Дата
Ход занятия
1. Упражнение с
султанчиками
Основные движения и шаги
Задачи
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
шаг с носка, действия с
предметами
-развитие
выразительности
движений,
-развитие
координации;
-памяти, внимания,
быстроты реакции;
- умения
ориентироваться в
помещении
-имитация
движений в
соответствии
с музыкой и
выбранным
образом,
-выполнять
движения в
соответствии
с текстом.
-воспитывать интерес
к музыкальноритмической
деятельности.
2. Танец «Гуляем-
пляшем»
1. Упражнение с
лентами
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
легкий бег, притопы, хлопки,
плавные движения руками
2. Танец «Мишка с
куклой»
1. Танец «Лявониха
2. Игра
Разминка на месте,
общеразвивающие
упражнения, легкий бег,
притопы.
«Птичка-невеличка»
1. Игра
«Найди своё место»
2. «Вот, чему мы
научились!» повторение плясок по
выбору.
Разминка на месте,
общеразвивающие
упражнения, легкий бег,
притопы, хлопки, плавные
движения руками, ориентация
в помещении, выполнение
действий в соответствии с
текстом.
28
3.3.2. Группа детей в возрасте 4-5 лет (Второй год обучения)
1. Основные правила
поведения в
музыкальном зале.
2. Этюд «Деревце»
3. Игра «Найди своё
место»
Понятие-точки зала. Разминка
на месте, перестроение в
шеренгу и колонну по
команде, простой шаг в
разном темпе и характере.
1. Танец «Осенний
вальсок»
3.Игра-движение
«Покажи ладошки»
1.Танец «Осенний
вальсок»
Понятие-точки зала. Разминка
на месте, простой шаг в
разном темпе и характере,
шаг с носка, смена движений
в соответствии с
динамическими оттенками,
движения с предметами
(листочки)
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
легкий бег, понятие «опорная
нога», движения с предметами
3. Упражнение:
«Вынос ноги на
каблук»
1.Упражнение
«Ножка здесь-ножки
нет»
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
выставление ноги на носок,
движения с предметами
2.Танец «Осенний
вальсок»
5
неделя(7-8 занятие)
3 неделя (5-6 занятие)
2 неделя (3-4 занятие)
2
неделя (1-2 занятие)
Ход занятия
Сентябрь
Основные движения и шаги
29
Задачи
-поддерживать
интерес детей к
движению под
музыку;
-самостоятельно
находить свой
«домик» в зале;
-формировать навык
перестроения в
пространстве зала;
-развитие
музыкальности;
-передавать
настроение музыки
-умение передавать в
движении
музыкальные образы
различные
динамические
оттенки музыки,
- выполнять
движения с
предметами
Октябрь
Ход занятия
3. Танец «Полька-
шутка»
4. Упражнение
Основные движения и шаги
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
ходьба бодрая, спокойная, на
полупальцах, притопы, хлопки
с в ладоши, движения в парах
осенними листьями
1.Игра «Как
живёшь, дружочек
мой?»
2.Танец «Полькашутка»
2. Уражнение
с осенними листьями
2.Танец «Осенний
вальсок»
1.Игра «Как \живёшь,
дружочек мой7»
2.Танец « Полькашутка»
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
бег на полупальцах,
изображение задуманного
образа, движения в парах
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
бег на полупальцах, движения
с предметами
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
бег на полупальцах,
изображение задуманного
образа, движения в парах
9
неделя(15-16 занятие) 7 неделя (13-14 занятие)
6 неделя (11-12
занятие)
5 неделя (9-10 занятие)
Дата
30
Задачи
- продолжать
поддерживать
интерес детей к
движению под
музыку;
-самостоятельно
находить свой
«домик» в зале;
-формировать навык
перестроения в
пространстве зала;
-развитие
музыкальности;
-передавать
настроение музыки
-умение передавать в
движении
музыкальные образы
различные
динамические
оттенки музыки,
- выполнять
движения с
предметами,
- способствовать
развитию
воображения
Ноябрь
13 неделя(23-24 занятие)
11неделя (21-22 занятие)
10неделя (19-20
занятие)
9 неделя (17-18 занятие)
Дата
Ход занятия
3. Русский детский
танец «Калинка»
4. Упражнение
«Шаг с носка»
1. Русский танец
«Калинка»
2.Упражнение «Как
живёшь, дружочек
мой?»
3. Танец
«Полька-шутка»
4. Упражнение
с султанчиками
1. Игра-движение
«Разноцветные
платочки»
2. Танец «Калинка»
Основные движения и шаги
Разминка на месте, шаг с носка,
ходьба на носочках, ходьба
бодрая, спокойная, поднимание
и опускание рук, движения в
парах
Разминка на месте, шаг с носка,
ходьба на носочках, ходьба
бодрая, спокойная, поднимание
и опускание рук, изображение
задуманного образа.
Положение рук «полочка»
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
шаг с носка, ходьба на
носочках, ходьба бодрая,
спокойная, поднимание и
опускание рук. Легкий бег на
полупальцах
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
шаг с носка, ходьба на
носочках, ходьба бодрая,
спокойная, движения с
предметами (с платочком) –
медленно поднимаем,
опускаем, машем. Вынос ноги
на пятку
31
Задачи
-отработать разные
видя ходьбы;
-чувства ритма,
координации
движений, памяти и
внимания;
-умения
переключаться от
одного движения к
другому;
-развивать
выразительность
движений;
-учить
прислушиваться к
музыке, отмечать
сильную долю.
- способствовать
развитию
воображения
Декабрь
еделя (31-32 занятие)
15 неделя (29-30
занятие)
14 неделя (2728занятие)
13 неделя (25-26
занятие)
Дата
Ход занятия
Основные движения и шаги
1.Новогодний танец.
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
2.Композиция
«Снежки»»
шлепки по коленям, удары в
ладоши, «пружинка», легкий бег,
удары ногой в пол, движения в
1. Новогодний танец.
2. Игра-движение
«Лисонька-лиса»
1.Танец
«Калинка».
3.Игра-движение
«Лисонька-лиса»
1.Танцевальная
миниатюра «Снежки»
2.Нвогодний танец
парах
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
шлепки по коленям, удары в
ладоши, «пружинка», легкий бег,
удары ногой в пол, движения в
парах, шаг мягкий, плавный
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
шлепки по коленям, Руки в
положении «полочка», движения
в парах, шаг мягкий, плавный
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
шлепки по коленям, удары в
ладоши, «пружинка», легкий бег,
удары ногой в пол, движения в
парах
32
Задачи
-развитие
выразительности
движений,
-развитие
координации;
-памяти, внимания,
быстроты реакции;
-имитация движений
в соответствии с
музыкой и
выбранным образом.
Развитие
воображения
Январь
20 неделя (39-40 занятие)
19 неделя (37-38 занятие)
18 неделя (35-36
занятие)
17 неделя (33- 34 занятие)
Дата
Ход занятия
3. Танец
«Петушок»
4. Композиция
«Быстрые ленты»
1.Танец
«Петушок»
2. Игра «Котик
Васька»
1.Новогодний
танец
2.Композиция
«Быстрые ленты»
1.Танец
«Петушок»
2. Игра «Котик Васька»
Основные движения и шаги
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
бег легкий, прыжковые
движения, движения в парах,
движения с предметами (лента),
шаг с высоким подниманием
колена
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
Шаг с высоким подниманием
колена, имитация движений
образа.
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
бег легкий, прыжковые
движения, движения в парах,
движения с предметами (лента),
притопы, хлопки.
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
бег легкий, прыжковые
движения, движения в парах,
шаг с высоким подниманием
колена
33
Задачи
-развитие
выразительности
движений,
-развитие
координации;
-памяти, внимания,
быстроты реакции;
-имитация
движений в
соответствии с
музыкой и
выбранным образом
Закреплять у детей
навыки
ориентировки в
пространстве
(знание правой и
левой руки)
Февраль
Ход занятия
1.Танец «Бравые
солдаты!»
2.Игра «Весёлый и
грустный клоун»
1.Танец «Бравые
солдаты»
23 неделя (45-46 занятие)
2.Упражнение с
султанчиками
2. Танец «Петушок»
24 неделя (47-48 занятие)
22 неделя (43-44
занятие)
21неделя (41-42
занятие)
Дата
3. Игра-движение
Упражнение с
султанчиками
«Снеговик растаял»
4. Танец «Бравые
солдаты»
Основные движения и шаги
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
ходьба бодрая, перестроение в
колоннах, реагирование на
изменение характера музыки
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
ходьба бодрая, прыжки,
движения в парах.
Перестроение в колоннах
Поднимаем, опускаем
султанчики, машем перед
собой
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
ходьба бодрая, ходьба с
высоким подниманием колена.
Поднимаем, опускаем
султанчики, машем перед
собой
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
ходьба бодрая.
Перестроение в колоннах.
Поднимаем, опускаем
султанчики, машем перед
собой. Расслабляем мышцы
тела
34
Задачи
-развитие
выразительности
движений,
-развитие
координации;
-памяти, внимания,
быстроты реакции;
-имитация
движений в
соответствии
с музыкой и
выбранным
образом.
-воспитывать
интерес к
музыкальноритмической
деятельности.
Умение
передавать
характер
музыки в
движении.
Март
Дата
25 неделя (49-50
занятие)
3. Танец
28 неделя (55-56 занятие)
27 неделя (53-54
занятие)
3. Танец
26 неделя (51-52
занятие)
Ход занятия
«Солнечные зайчики»
4. Танец-игра «Найди
себе пару»
«Солнечные зайчики»
4. Упражнение «Тик-
так»
1.Танец «Бравые
солдаты»
2.Игра «Снеговик
растаял»
3. Упражнение «Тик-
так»
4. Танец «Солнечные
Основные движения и шаги
Разминка на месте, простая
ходьба, ориентация в
помещении, прыжки на двух
ногах
Задачи
-развитие
выразительности
движений,
-развитие
координации;
-памяти, внимания,
быстроты реакции;
- умения
Разминка на месте, простая
ориентироваться в
ходьба, ориентация в
помещении
помещении, перекат с одной
-имитация
ноги на другую, прыжки на двух движений в
ногах
соответствии
с музыкой и
выбранным
образом.
-воспитывать
Разминка на месте, ходьба
интерес к
чёткая, хлопки
музыкальноРасслабление мышц тела.
ритмической
деятельности.
Разминка на месте, простая
ходьба, ориентация в
помещении, перекат с одной
ноги на другую, прыжки на двух
ногах
зайчики»
35
32 неделя (63-64 занятие)
31неделя (61-62
занятие)
30 неделя (59-60 занятие)
29 неделя (57-58
занятие)
Дата
Ход занятия
3. Упражнение
“Бабочка»
4. Танец
Апрель
Основные движения и
щаги
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
легкий бег по одному и парами,
шаги в соответствии с текстом,
скользящие хлопки
«Гопак»
Разминка на месте,
общеразвивающие
2. Танец
упражнения, легкий бег по
«Гопак»
2.Упражнение «Бабочка» одному и парами, шаги в
соответствии с текстом,
скользящие хлопки, различать
двухчастную форму музыки
3. Танец «Солнечные
зайчики»
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
шаг с носка, притопы, прыжки
на двух ногах
4. Упражнение:
«Притопы»
3. Упражнение
“Бабочка»
4. Танец
«Гопак»
Разминка на месте,
общеразвивающие
упражнения, легкий бег по
одному и парами, шаги в
соответствии с текстом,
скользящие хлопки, различать
двухчастную форму музыки
36
Задачи
-развитие
выразительности
движений,
-развитие
координации;
-памяти, внимания,
быстроты реакции;
- умения
ориентироваться в
помещении
-имитация
движений в
соответствии
с музыкой и
выбранным
образом,
-выполнять
движения в
соответствии
с текстом.
-воспитывать интерес
к музыкальноритмической
деятельности,
- повышать культуру
исполнения движений
Май
36 неделя (71-72 занятие)
35 неделя (69-70 занятие)
34 неделя (67-68
занятие)
33 неделя (65-66
занятие)
Дата
Ход занятия
3. Упражнение с
султанчиками
Основные движения и шаги
Задачи
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
шаг с носка, действия с
предметами
-развитие
выразительности
движений,
-развитие
координации;
-памяти, внимания,
быстроты реакции;
- умения
ориентироваться в
помещении
-имитация
движений в
соответствии
с музыкой и
выбранным
образом,
-выполнять
движения в
соответствии
с текстом.
-воспитывать интерес
к музыкальноритмической
деятельности.
- повышать культуру
исполнения движений
4. Танец «Осенний
вальсок»
3. Упражнение с
лентами
Разминка на месте,
общеразвивающие упражнения,
легкий бег, притопы, хлопки,
плавные движения руками
4. Танец «Полька-
шутка»
3. Танец «Солнечные
зайчики»
4. Игра
Разминка на месте,
общеразвивающие
упражнения, легкий бег,
притопы, прыжки на двух
ногах.
«Птичка-невеличка»
3. Игра
«Найди своё место»
4. «Вот, чему мы
научились!» повторение плясок по
выбору.
Разминка на месте,
общеразвивающие
упражнения, легкий бег,
притопы, хлопки, плавные
движения руками, ориентация
в помещении, выполнение
действий в соответствии с
текстом.
37
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства музыкального зала. Она
сформирована для музыкального развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета
особенностей и коррекции недостатков их развития.
Соблюдаются следующие требования к развивающей предметно-пространственной
среде:
✓
Обеспечение максимальной реализации образовательного пространства
музыкального зала, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны
и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков из развития;
✓
Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и
взрослых, двигательной активности;
✓
Обеспечение реализации различных образовательных программ; учет
национально-культурных, климатических условий; учет возрастных особенностей детей.
Среда является содержательно-насыщенной обеспечивает:
- игровую, познавательную и творческую активность всех воспитанников с
доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
- возможность самовыражения детей.
Среда является трансформируемой и предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том
числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность среды:
- предполагает возможность разнообразного использования различных
составляющих предметной среды – детских музыкальных инструментов, матов, мягких
модулей, ширм и т.д.
- предполагает наличие в музыкальном зале полифункциональных (не обладающих
жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных
материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том
числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)
Вариативность предполагает наличие в зале для занятий разнообразных
материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и творческую
активность детей.
Среда является доступной:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов
- свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Среда является безопасной и предполагает соответствие всех элементов предметноразвивающей среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их
использования.
38
Наполняемость
демонстрационные игрушки: кошка, собака, лиса, ёж, медведь, лошадка, кукла.
атрибуты для танцев:
- ленты (20 шт),
- флажки (18 шт),
- обручи (15 шт),
- зонтики (4 шт),
- платочки (20 шт).
детские музыкальные инструменты:
- бубен (4 шт),
- барабан (2 шт),
- погремушки (15 шт),
- колокольчики (10 шт),
- дудочка (1 шт),
- ложки (20 шт).
костюмы для танцев и создания музыкальных образов:
взрослые:
- дед Мороз, Снегурочка,
- весна, осень,
- солнышко, тучка,
- герои мультфильма «Лунтик и его друзья»: Мила, Лунтик, Шнюк, Вупсень, Пупсень,
- скоморохи (2 шт), сарафаны народные (4 шт).
детские:
- лучики (4 шт),
- капельки (8 шт),
- снежинки (6 шт),
- звездочки (4 шт),
- куклы (5 шт),
- восточные красавицы (5 шт),
- веселые человечки (10 шт),
- карапузы (14 шт),
- сарафаны народные (12 шт),
- рубашки народные (12 шт),
- пингвин (1 шт).
- лиса (1 шт),
- медведь (1 шт),
- заяц (1 шт).
Фортепиано, музыкальный центр, акустическая система, ноутбук, ковёр (2 шт),
индивидуальные коврики (12 шт), детские стульчики (10 шт).
39
3.5. Календарный план воспитательной работы по программе дополнительного
образования художественно-эстетической направленности для детей 3-4 лет «Основы
ритмики и хореографии»
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Название
мероприятия,
события
Беседа «Что такое
танец»
Танец
«Осенний
вальсок»
Русский танец
«Калинка»
Сюжетные
миниатюры
Игра «Лисонькалиса»
Танец «Бравые
солдаты»
Танец «Полькашутка»
Упражнение «Птичканевеличка»
Музыкальная зарисовка
«Снеговик растаял»
Цель
Сроки
проведения
Воспитывать желание получать новые
знания
Поощрять желание исполнять
музыкальные номера, выступать перед
сверстниками
Формировать у детей уважительное
отношение к народному творчеству
Воспитывать желание представить свой
игровой образ зрителям
Формировать у детей уважительное,
бережное отношение к животному миру
Воспитание гордости за свою страну
Сентябрь
Формировать у детей уважительное
отношение к членам своей семьи.
Способствовать формированию
желания перевоплощения в игровые
образы.
Воспитывать бережное отношение к
природе.
Март
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Апрель
Май
40