Положение о системе наставничества в ДОУ13

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13»
(Детский сад № 13)

МАЛЬЦЕВА
Татьяна
Владимировна

Подписан: МАЛЬЦЕВА Татьяна Владимировна
DN: C=RU, OU=Заведующий, O="МБДОУ ""
Детский сад №13""", CN=МАЛЬЦЕВА Татьяна
Владимировна, E=dsadv13@mail.ru
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2022-04-01 15:19:13
Foxit Reader Версия: 9.7.2

УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
№ 60-ах от 25.03.2022 г.

Положение о системе наставничества педагогических работников в
муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад
№13»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических
работников в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад №13» определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления
наставничества (далее - Положение). Разработано в соответствии с нормативной правовой
базой в сфере образования и наставничества.
1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставник - педагогический работник, назначаемый ответственным, за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый - участник системы наставничества, который через взаимодействие
с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает
необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая
тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор - сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее
социальных партнеров (другие образовательные учреждения - школы, вузы, колледжи;
учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования,
предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой)
программ(ы) наставничества.
Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития
и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в
отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в
заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Персонализированная программа наставничества - это краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и
видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления
наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение
выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных
сторон.
1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических
работников являются:
1)
принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных
методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;

2)
принцип системности и стратегической целостности - предполагает
разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех
необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном,
муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
3)
принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по
реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации,
региональной нормативно-правовой базе;
4)
принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет
интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и
социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности
наставляемого и наставника;
5)
принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в
определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
6)
принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и
наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к
личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7)
принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение
всех субъектов наставнической деятельности - куратора, наставника, наставляемого и пр.
к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных
стратегий и механизмов наставничества;
8)
принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен
на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого
индивидуальной траектории развития;
9)
принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми,
имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав,
обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному процессу образовательной организации. Решение об освобождении
наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в
мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества
принимает руководитель образовательной организации в исключительных случаях
при условии обеспечения непрерывности
образовательного процесса в образовательной организации и замены их отсутствия.
2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества.
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников в муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №13» (далее образовательная организация) - реализация комплекса мер по созданию эффективной
среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному
профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию
педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих
специалистов в педагогической профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в образовательной организации психологически
комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию
личностного,
профессионального,
творческого
потенциала
педагогов
путем
проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной
среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и
методической поддержки педагогических работников образовательной организации,

региональных систем научно-методического сопровождения педагогических работников и
управленческих кадров;
содействовать участию в стратегических партнерских отношениях,
развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном
уровнях;
способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в
условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования
современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем
внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм
наставничества;
содействовать
увеличению
числа
закрепившихся
в
профессии
педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога,
в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической деятельности
конкретной образовательной
организации,
ознакомление с традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении
профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных
обязанностей;
обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и
навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в
отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности
самостоятельно качественно
и ответственно выполнять возложенные
функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
содействовать в выработке навыков профессионального поведения
педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего
профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным
законодательством;
знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе,
направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять
возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный
уровень.
2.3. В образовательной организации применяются разнообразные формы
наставничества («педагог - педагог», «руководитель образовательной организации педагог», «работодатель - студент» и другие) по отношению к наставнику или группе
наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели
персонализированной
программы
наставничества
педагога,
имеющихся
профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов.
Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости
от запланированных эффектов.
Виртуальное (дистанционное) наставничество - дистанционная форма
организации наставничества с использованием информационно -коммуникационных
технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения,
социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др.
Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между
наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников,
делает наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе - форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).

Краткосрочное или целеполагающее наставничество - наставник и
наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки
конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты.
Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период
между встречами и достичь поставленных целей.
Реверсивное наставничество - профессионал младшего возраста становится
наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный
педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации
учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество - наставник оказывает помощь или консультацию
всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в
том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую
для его подопечного.
Скоростное
наставничество
однократная
встреча
наставляемого
(наставляемых)
с наставником
более высокого
уровня
(профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими
работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом.
Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития
и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников,
обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник наставляемый» («равный - равному»).
Традиционная форма наставничества («один-на-один») - взаимодействие между
более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного
времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным
критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.
Форма наставничества «педагог-педагог» - способ реализации целевой модели
наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «педагогпрофессионал - педагог, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения».
Форма наставничества «руководитель образовательной организации - педагог»
способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия
наставнической пары «руководитель образовательной организации - педагог»,
нацеленную на совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых
результатов руководителем образовательной организации посредством создания
необходимых организационно-педагогических, кадровых, методических, психологопедагогических условий и ресурсов.
Организация системы наставничества
Наставничество организуется на основании приказа руководителя
образовательной организации «Об утверждении положения о системе наставничества
педагогических работников в образовательной организации».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного
согласия приказом руководителя образовательной организации.
3.3. Руководитель образовательной организации:
осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения)
системы (целевой модели) наставничества педагогических работников
в
образовательной организации;
издает локальные акты образовательной организации о внедрении
(применении) системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества
педагогических работников в образовательной организации;
утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует
отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их;

3.
3.1.

утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения
о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации;
издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного
согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с
наставнической деятельностью;
способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,
осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам
наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве,
проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах,
семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
способствует организации условий для непрерывного повышения
профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и
распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
назначается руководителем образовательной организации из числа
заместителей руководителя;
своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о
наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в
наставническую деятельность в качестве наставляемых;
предлагает руководителю образовательной организации для утверждения
состава методического объединения наставников для утверждения (при необходимости
его создания);
разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации
Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной
организации;
совместно
с
системным
администратором
ведет
банк
(персонифицированный учет) наставников и наставляемых, в том числе в цифровом
формате с использованием ресурсов Интернета - официального сайта образовательной
организации/страницы, социальных сетей;
формирует
банк
индивидуальных/групповых
персонализированных
программ наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее
успешного и эффективного опыта;
осуществляет
координацию
деятельности
по
наставничеству
с
ответственными
и
неформальными
представителями
региональной
системы
наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;
организует повышение уровня профессионального мастерства наставников,
в том числе на стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением
наставников из других образовательных организаций;
курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
организует совместно с руководителем образовательной организации
мониторинг реализации системы наставничества педагогических работников в
образовательной организации;
осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации
системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности педагогов
в различные формы наставничества и повышения квалификации педагогических
работников, формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы
наставничества,
реализации
персонализированных
программ
наставничества
педагогических работников;

фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ
наставничества в формах статистического наблюдения (совместно с системным
администратором).
3.5. Методическое объединение наставников/комиссия/совет (при его наличии):
совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов и
информационно-методического сопровождения в сфере наставничества педагогических
работников в образовательной организации;
ведет учет сведений о молодых/начинающих специалистах и иных
категориях наставляемых и их наставниках; помогает подбирать и закрепляет пары
(группы) наставников и наставляемых по определенным вопросам (предметное
содержание, методика обучения и преподавания, воспитательная деятельность,
организация урочной и внеурочной деятельности, психолого -педагогическое
сопровождение наставляемых и наставников и т.п.);
разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные программы
наставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов и групп
педагогических работников;
принимает участие в разработке методического сопровождения
разнообразных форм наставничества педагогических работников;
осуществляет подготовку участников персонализированных программ
наставничества к мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства, форумам,
научно-практическим конференциям, фестивалям и т.д.;
осуществляет
организационно-педагогическое,
учебно-методическое,
обеспечение
реализации
персонализированных
программ
наставничества
в
образовательной организации;
участвует в мониторинге реализации персонализированных программ
наставничества педагогических работников;
является открытой площадкой для осуществления консультационных,
согласовательных функций и функций медиации;
совместно с руководителем образовательной организации, куратором
реализации программ наставничества участвует в разработке материальных и
нематериальных стимулов поощрения наставников;
принимает участие в формировании банка лучших практик наставничества
педагогических
работников, информационном сопровождении
персонализированных программ наставничества на сайте (специализированной странице
сайта) образовательной организации и социальных сетях (совместно с куратором и
системным администратором).
Права и обязанности наставника
Права наставника:
привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических
работников образовательной организации с их согласия;
знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела
наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого
осуществляется наставничество;
обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной
организации с просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной
проверки выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:

4.
4.1.
-

руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательной
организации при осуществлении наставнической деятельности;
находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной
организации, осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества
(предметные кафедры, психологические службы, школа молодого учителя, методический
(педагогический) совет и пр.);
осуществлять
включение
молодого/начинающего
специалиста
в
общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и
профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;
создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в
педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
содействовать укреплению и повышению уровня престижности
преподавательской
деятельности,
организуя
участие
в
мероприятиях
для
молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы,
конференции, форумы и др.);
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической
деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении
мер дисциплинарного воздействия;
рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и
федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое
сопровождение.
Права и обязанности наставляемого
Права наставляемого:
систематически повышать свой профессиональный уровень;
участвовать в составлении персонализированной программы наставничества
педагогических работников;
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с
должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию
персонализированных
программ
наставничества
педагогических
работников
образовательной организации;
обращаться к куратору и руководителю образовательной организации с
ходатайством о замене наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:
изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ
«Об
образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные,
муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие
образовательную деятельность, деятельность в сфере наставничества педагогических
работников;
реализовывать мероприятия плана персонализированной программы
наставничества в установленные сроки;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной
организации;
знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в
образовательной организации;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению
должностных, профессиональных обязанностей;

5.
5.1.
-

совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и
способы качественного исполнения должностных обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные
затруднения;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и
учебе;
учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам
работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
6.
Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в
отношении которых осуществляется наставничество
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным
критериям:
профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт
наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и
симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы
наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием
куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
пары/группы утверждаются приказом руководителя образовательной организации.
7.
7.1.

Завершение персонализированной программы наставничества
Завершение персонализированной программы наставничества происходит в

случае:

завершения плана мероприятий персонализированной программы
наставничества в полном объеме;
по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению
(по уважительным обстоятельствам);
по
инициативе
куратора
(в
случае
недолжного
исполнения
персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятельств со
стороны наставника и/или наставляемого - форс-мажора).
7.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы
наставничества педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов
возможно продление
срока реализации персонализированной
программы
наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы
наставничества).

-

Условия публикации результатов персонализированной программы
наставничества педагогических работников на сайте образовательной организации
8.1. Для размещения информации о реализации персонализированной
программы наставничества педагогических работников на официальном сайте
образовательной организации создается специальный раздел (рубрика).
На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных программах
наставничества педагогических работников, базы наставников и наставляемых, лучшие
кейсы персонализированных программ наставничества педагогических работников,
федеральная, региональная и локальная нормативно - правовая база в сфере
наставничества педагогических работников, методические рекомендации, новости и

8.

анонсы мероприятий и программ наставничества педагогических работников в
образовательной организации и др.
8.2. Результаты персонализированных программ наставничества педагогических
работников в образовательной организации публикуются после их завершения.
Заключительные положения
Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения
руководителем образовательной организации и действует бессрочно.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами
Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами
образовательной организации.

9.
9.1.

Приложение №1
Согласие на выполнение наставнических обязанностей и на возложение
дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью.
Я, __________________________________________________________________________,
Ф.И.О.

даю согласие на выполнение наставнических обязанностей и на возложение на меня
дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью.
Дата __________________

_______________/__________________________________
Подпись/расшифровка подписи


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».